В последние годы как на российском, так и на мировом рынке международного роуминга наметился ряд позитивных трендов. Главный из них - снижение розничных тарифов на услуги всех типов - голос, SMS, данные. Это происходит во многом благодаря усилению активности регуляторов и стремлению самих операторов сделать свои предложения в роуминге более привлекательными в условиях роста конкуренции с OTT-сервисами, которые позволяют доставить видеосигнал на приставку (компьютер, мобильный телефон) пользователя по Интернету без прямого контакта с оператором связи.
Российские операторы заключили с большинством зарубежных роуминг-партнеров соглашения об онлайн-роуминге (CAMEL-роуминге). Благодаря CAMEL-роумингу абоненты с предоплатной системой расчетов (prepaid-абоненты), которые в России составляют абсолютное большинство, могут контролировать баланс своего лицевого счета в реальном времени. Но при регистрации в других мобильных сетях за рубежом списание средств со счета абонента может происходить с опозданием, так как информация от зарубежных операторов о совершенных абонентом платных услугах приходит со значительной задержкой. При этом расчеты за оказанные услуги prepaid-абонентам могут осуществляться при отсутствии средств на лицевом счете, а абонентам с постоплатной системой расчетов (postpaid-абоненты) услуги могут быть оказаны после превышения кредитного лимита. Иными словами, российские абоненты, находясь за границей, могут запросто "уйти в минус", даже не подозревая об этом. Особенно эта проблема затрагивает активных пользователей мобильной передачи данных, а также владельцев современных смартфонов, выходящих в Сеть без ведома хозяина.
Пытаясь решить эту проблему, российские операторы основной упор сделали не на снижение базовых тарифов, а на внедрение дополнительных опций, позволяющих сократить затраты абонентов на мобильную связь за границей. Это также позволило увеличить потребление услуг в роуминге. По данным "ВымпелКома" количество абонентов в международном роуминге за последние два года выросло на 30%. И сейчас примерно четверть выезжающих за рубеж пользуется опциями международного роуминга. Голосовой трафик на одного абонента в международном роуминге за этот период вырос в два раза, интернет-трафик - в 3,5 раза.
"Мы работаем над увеличением количества стран с онлайн-тарификацией. Также, чтобы обезопасить клиентов от непредвиденных трат на связь в роуминге, совершенствуем методы информирования клиентов о стоимости предоставляемых услуг в стране пребывания и состоянии баланса", - пояснили эксперты компании "Мегафон".
Сложная пока структура тарификации в международном роуминге, все еще недостаточно удобное информирование о затратах и относительно высокие лимиты расходов на услуги передачи данных у российских операторов создают условия для появления нишевых предложений от виртуальных операторов (MVNO) и ресселеров, а также приводят к росту популярности использования абонентами сторонних VoIP (голосовых) сервисов.