По словам Франческо Реджани, директора исторического архива Римского оперного театра, путешествующего по миру с юбилейной экспозицией, которая знакомит публику с шедеврами художников, работавших в "жанре Верди", он готовил ее так, чтобы зрители могли почувствовать себя героями опер великого итальянца, поставленных на знаменитой сцене.
То, что зритель видит на выставке, вполне соответствует образу Римской оперы как оплота высокого стиля, торжественной пышности и изящества. Этот стиль равно выдерживают художники разных школ, работавшие в разных техниках и с разным материалом. Скажем, Николай Бенуа в 1938 г. сделал эскиз к "Аиде", где темная фигурка жреца, почти сливаясь с тенью колонн, кажется крохотной рядом с багровыми сфинксами. Эта работа соответствует по тону и настроению эскизам к "Трубадуру", созданным к сезону 2001 года. Ночь, толстые стены замка Кастеллоре, обегающая круглую башню каменная лестница, на которую направлен свет... По ней вот-вот войдет в башню к приговоренному Манрико влюбленная Леонора.
В углу небольшого зала своего рода экспозиция в экспозиции, состоящая всего из двух предметов. Портрет герцога Мантуанского из постановки "Риголетто" 1937 года не несет ни малейших признаков театральной эскизной беглости. Перед нами благородный старик в богатом камзоле, усталый, мудрый. Рядом - его тот самый черный бархатный камзол, расшитый золотом. Поверх всего - широкий берет с пышным пером.
Отдельный разговор - работы для театра великих кинорежиссеров Лукино Висконти и Франко Дзеффирелли. Их оформление сценического действа недвусмысленно диктовало постановочные решения оперных спектаклей. Дзеффирелли так и вовсе брался оформлять оперу при условии, что ему доверят и постановку. Среди привезенных раритетов - выразительнейшие, исполненные внутренней интриги фигурки Фентона и Алисы из "Фальстафа", здесь же и запечатленные рукой Дзеффирелли просторы дворца и его двора.
Рядом, в "римском дворике" музея, - роскошное платье Элизабеты из "Дон Карлоса", как говорят, весом почти 20 килограммов. Длинный шлейф этого платья, по замыслу Лукино Висконти, поставившего эту оперу Верди в середине 1960-х, стал одним из эффектных сценических решений. На эскизах Висконти к опере "Дон Карлос", которую он поставил в 1960-х, - картина подземелья из четвертого акта оперы: плотные решетки, высокие своды, гладкие каменные полы. Можно представить, как скользил этот желтый шлейф по сцене, приковывая к себе внимание всего зала...