Департамент транспорта делает очень многое из того, что долгие годы приводилось в пример в качестве лучших образчиков транспортной стратегии. Насколько сложно оказалось внедрять все эти изменения в жизнь Москвы?
Транспорт - это в большой степени баланс интересов. Все хотят ездить на метро, но никто не хочет, чтобы рядом с домом была стройка. Все хотят, чтобы у него было место для парковки, но никто не хочет за него платить. Никто не хочет стоять в пробках, но при этом хотят ехать на личной машине. Наша работа - находить "золотую середину", но недовольные при этом всегда будут. Это непросто, когда жителю приходится поступаться личными интересами пусть даже ради и целого города. При этом я всегда говорил: департамент транспорта открыт для диалога. Мы готовы встречаться с жителями, общественными организациями, у нас открыта "горячая линия", до конца года мы запустим единый колл-центр по транспортным вопросам, по любому вопросу можно оставить отзыв или предложение на сайте, и мы всем ответим. И мы не упираемся в какое-то конкретное решение, всегда возможны варианты и компромисс.
Одно из самых значимых изменений - ввод платной парковки в центре города. Что он дал в итоге?
Количество личных автомобилей внутри Бульварного кольца сократилось на 25%. Оборачиваемость машино-мест увеличилась втрое - автомобили теперь стоят в среднем чуть больше часа, хотя раньше стояли по шесть часов. Узнать о количестве свободных мест в парковочной зоне можно с помощью мобильного приложения "Парковки Москвы", а также информационных табло, расположенных в зоне платной парковки. Кроме того, стало меньше фиксируемых нарушений правил парковки на 65%. Все это увеличило скорость движения внутри Бульварного кольца почти на 10%, а водителям стало проще находить парковку. По штрафам иногда возникают вопросы, но если заходит речь об ошибке системы, мы всегда трактуем ситуацию в пользу автовладельцев. К сожалению, до сих пор встречается много водителей, которые закрывают часть номера для того, чтобы их нарушения не фиксировали паркрайты. Странно наблюдать, что владельцы машин стоимостью 1,5 млн руб., не находят 50 руб. на оплату парковки или просто стоят там, где запрещено, мешая коллегам-автовладельцам, которые вынуждены объезжать машины, вставшие у обочины вторым рядом.
В сентябре в городе увеличится число парковочных инспекторов, сотрудников ГКУ АМПП, которые будут следить за тем, чтобы номера машин были видны. А закрывать одну-две цифры бессмысленно и сейчас - паркрайты все равно без труда распознают автомобиль. Способы оплаты мы постоянно совершенствуем. С июля парковочный счет можно пополнить наличными через терминалы Элекснет. Через кошелек QIWI можно пополнить и парковочный счет, и оплатить парковку напрямую. Скоро через платежные терминалы за парковку можно будет заплатить наличными. Растет доля оплат через мобильные приложения - таких уже больше 15%, это самый удобный способ, позволяющий к тому же платить поминутно - минута стоит 84 коп., что намного дешевле, чем во многих европейских городах.
Активно вводятся в эксплуатацию выделенные полосы. Кто выиграл?
Один автобус способен вместить столько пассажиров, сколько перевозит около 45 автомобилей, и занимает соответственно почти в 17 раз меньше места. Это важно для такого крупного мегаполиса, как Москва. Безусловно, нужно развивать инфраструктуру общественного транспорта, так как около 80% жителей Москвы ежедневно передвигаются на городском транспорте.
У нас уже есть выделенные полосы на 15 магистралях. В ближайшее время они откроются на Ленинградском и Варшавском шоссе. Водители постепенно привыкают к тому, что правый ряд - ряд общественного транспорта, который "контролируется" камерами фотовидеофиксации. Сейчас на этих полосах действует 338 маршрутов, на которых работает 3,5 тыс. подвижного состава. В среднем за сутки по одной выделенной полосе перевозится более 100 тыс. пассажиров, за полгода на этих полосах - около 160 млн пассажиров. Значительная часть выделенных полос - это места, где раньше часто незаконно парковались машины, то есть там никто не ездил - ни общественный транспорт, ни личные автомобили. В результате постоянного контроля скорость у троллейбусов и автобусов на выделенных полосах на 20% выше, чем у их "собратьев" на участках дорог, где таких полос нет. Очень удобны полуэкспрессные автобусные маршруты, связавшие окраины города с центром - к примеру, от МКАД до Белорусского вокзала можно доехать всего за 20 минут.
Как на ваш взгляд, удалось убедить водителей пересесть из комфортных авто на общественный транспорт?
В этом году наблюдается уверенный рост пассажиропотока на всех видах городского транспорта при снижении числа льготников. Например, в наземном транспорте за 7 месяцев проехало больше на 12 млн пассажиров, в метрополитене и монорельсе - на 20 млн, в пригородном транспорте - на 27 млн. Меня часто спрашивают, как мы хотим пересадить людей на общественный транспорт, если там и так тесно. Задача города - перераспределить пассажиропоток, где возможно, между метро и наземным транспортом. С вводом выделенных полос, позволяющих соблюдать расписание, и общим улучшением дорожной ситуации, многие жители, которые пользуются метро, с радостью пересаживаются на наземный транспорт и тратят меньше времени на поездку. Кроме того, сейчас мы пересматриваем всю маршрутную сеть, и в результате появится много дополнительных удобных маршрутов, которые увеличат мобильность горожан. Будем привлекать и частные компании-перевозчики, ставя их в условия жесткой ответственности за соблюдение расписания.
Активно развивается пригородное сообщение. Благодаря строительству дополнительных главных путей на радиальных направлениях у нас появится возможность организовать движение с интервалом - каждые 4-5 минут. Пригородное сообщение московской агломерации к 2020 году возьмет на себя дополнительно 300 млн пассажиров, существенно разгрузив столичную подземку - комфортные условия проезда позволят пассажирам доезжать не до первых же ближайших станций метро, а до вокзалов, которые расположены в центре. Сейчас мы работаем над тем, чтобы "Тройкой" было можно расплачиваться и за проезд в пригородных электричках - это первый шаг в интеграции общественного транспорта Москвы, наземного и подземного, с системой пригородных поездов, и МКЖД. Движение на Малом кольце откроется уже в 2015 году - и там будут ездить только современные поезда с удобной посадкой, сквозным проходом между вагонами, кондиционерами. А пассажиры пригородных поездов наконец-то смогут забыть о дискомфортных дневных перерывах в движении электричек.
Будущие комфортные поезда МКДЖ мы увидим только через пару лет, а вот остальной общественный транспорт меняется в лучшую сторону в последние годы на глазах...
Да, подвижной состав у нас существенно изменился - за три года обновили весь парк автобусов более чем на половину. Сейчас закупаем только низкопольный подвижной состав, оборудованный кондиционерами - в настоящее время производится поставка 565 единиц современных автобусов. По новой модели управления наземным транспортом и частные перевозчики будут приобретать подвижной состав такого же уровня - низкопольные автобусы экологического класса не ниже Евро-5, оборудованные системой ГЛОНАСС. В метро покупаем новые вагоны - гораздо более тихие, тоже с кондиционированием.
К концу года мы запустим портал и мобильные приложения, где можно отслеживать передвижение всего наземного транспорта, получать сообщение о приближении нужного автобуса. На всем наземном общественном транспорте уже стоят спутниковые датчики, передающие координаты и позволяющие отслеживать онлайн местонахождения автобуса. Москвичам это позволит оптимизировать свое передвижение по городу. Если, к примеру, застрял водитель в пробке, посмотрел в свой смартфон, увидел, что через пять минут идет полуэкспресс туда, куда ему нужно, быстро поставил машину на перехватывающую парковку у транспортно-пересадочного узла, и спокойно доехал до нужного места по выделенной полосе.
Видимо, оценить масштабы пробки и то, что он простоит в ней еще полчаса, он сможет тоже с помощью Интернета?
Безусловно. Мы сейчас заканчиваем инсталяцию компонентов интеллектуально-транспортной системы Москвы, практически все перекрестки и трассы уже оборудованы датчиками движения, "считывающими" скорость и плотность потока. Всю эту информацию о загруженности улиц тоже скоро можно будет увидеть на экране телефона или компьютера. К 2014 году охват города этой системой достигнет почти 100%. Это позволит повысить среднюю скорость движения и снизить аварийность на дороге. К концу года в системе ИТС будет более 6700 детекторов транспортных потоков, более 1700 управляемых светофорных объектов, 1000 комплексов фотовидеофиксации, а людям станет значительно удобнее передвигаться по городу.
Но, видимо, самым быстрым в Москве теперь будет такси? В середине августа уже начали выдавать "желтые" номера желтым автомобилям, которым разрешили ездить по выделенным полосам столицы?
Да, это так. Всего выдали уже более 35 тысяч разрешений легальным таксистам. Мы открыли для них 230 стоянок, еще 190 появится до конца года. Только легальные таксисты могут заезжать на бесплатные стоянки на привокзальных железнодорожных площадях, аналогичную работу ведем и в аэропортах. Наша задача - сделать все для того, чтобы столичное такси снова стало надежным и узнаваемым символом Москвы, как это было много лет назад, но естественно, работать оно будет уже совершенно по иным стандартам.