Губернатор Московской области Андрей Воробьев пересмотрел приоритеты бюджетных расходов, добавив денег на строительство дорог и расселение ветхого жилого фонда, и запретил строить дома выше 9 этажей. "РГ" узнала у Воробьева о том, каких еще инфраструктурных перемен ждать Подмосковью в ближайшее время.
Андрей Юрьевич, чем вам не угодила многоэтажная застройка? Весь ближний пояс области номинально давно уже стал спальным районом Москвы, где 25-этажные башни смотрятся органично.
Область строит по 7 млн кв. м жилья в год. Мы по строительству первые в стране и этим гордимся. Но когда я приезжаю в Химки, Балашиху, Королёв, Одинцово, которые застроены так, что между домами ни одного зеленого пятна не видно, жители хватают меня за грудки: где наши дороги, детсады, поликлиники, парки? И претензии эти оправданны. Мораторий на высотную застройку я вводил не единолично. Мы провели заседание высшего совета при губернаторе, пригласили глав муниципальных образований и депутатов. Присутствовали 1300 человек. Все в один голос сказали: нам не нужно столько жилья! Поэтому мы создали градостроительный совет, который теперь рассматривает генпланы развития муниципалитетов. И решили снизить этажность. Исключение будем делать только для тех девелоперов, которые готовы предоставлять часть квартир в своих новостройках под расселение ветхого жилого фонда. Им разрешим выходить за установленные рамки. Но даже в этом случае домов выше 17 этажей в области больше не будет.
Какова реакция на новые требования?
Пока есть недопонимание. За полгода работы градостроительного совета через него со своими генпланами прошли Химки, Мытищи, Красногорск, Солнечногорск и Балашиха. Ни один генплан мы не утвердили и не утвердим, пока под жилые массивы не будут предусмотрены достаточное количество зеленых зон, парковок, объектов социальной инфраструктуры. А уж как на меня сейчас девелоперы смотрят! Раньше они на 25-этажной башне зарабатывали, условно говоря, тысячу долларов с квадратного метра, а теперь им говорят: все, ребята, до свидания, этажность снижается и нужно еще соцобъекты строить... Я уже слышал в свой адрес: "Вот же пришел самодур, дались ему эти 9 этажей!". А, между тем, во всем мире на территориях возле мегаполисов реализуется именно среднеэтажная градостроительная политика.
Говоря о развитии Подмосковья, вы часто приводите в пример Европу. Хотите сделать Московскую область "по образу и подобию"?
Хотим придать подмосковным городам новый облик. Бренд "Подмосковье" должен начинаться с современного внешнего вида. Ведь во всех даже самых крошечных городах успешных стран обязательно есть пешеходная улица, парк, симпатичные вывески. У нас пока преобладает эклектика. Поэтому у меня на европейских архитекторов большие планы - хотелось бы привлечь их к сотрудничеству. Мы уже провели у себя архитектурный форум с приглашением специалистов из Германии и Франции, поняли, что интерес у них есть. Будем создавать с иностранцами общественный совет, который бы задавал тон обновлению наших городов.
А вам не кажется, что было бы правильнее сначала дороги в Подмосковье построить, а потом уже иностранных гостей звать? Ведь выедут ваши маститые архитекторы куда-нибудь в Зарайск - ужаснутся...
Так мы и строим. Дороги в области в последние годы действительно почти не ремонтировались. Дорожного фонда вообще не было. Я запросил справку: за четыре года отремонтировано всего 250 км дорог! Но в этом году мы изменили бюджет, бросили на ремонт региональных и межмуниципальных дорог 5,7 млрд руб., в результате впервые за долгое время приблизимся к нормативу и отремонтируем сразу 1353 км. Конечно, это всего лишь малая часть того, что нуждается в ремонте. Но если мы хотя бы в ближайшие четыре года будем по стольку ремонтировать, результат вы заметите точно.
Где в Подмосковье ситуация с дорогами хуже всего?
В военных городках, которые находятся в ведении минобороны. С одной стороны, закон не позволяет нам вкладывать деньги в ремонт чужого имущества, а с другой - в военных городках живут не чужие люди, это жители нашей Московской области, которые вынуждены каждый день по разбитым дорогам возить детей в школы. И на каждой встрече они нам говорят: имейте совесть, положите нормальный асфальт, а потом разбирайтесь с военными - чьи это дороги! В области 102 жилых военных городка - 220 тысяч жителей. С минобороны заключено соглашение о передаче городков в собственность области. Мы уже приняли 24, еще 69 готовятся к передаче. Как только городки переходят под наше крыло, мы начинаем ремонтировать в них дороги.
А на модернизацию дорожно-транспортной сети сил хватит, или все будет брошено на латание дыр?
В первой декаде ноября запускается дорога в обход Одинцово. Сегодня на въезде в город - бутылочное горлышко, в котором ежедневно стоят в пробках сотни людей. Еще одна важная магистраль откроется через год - это обход Химок, где живут 300 тысяч человек. В федеральном правительстве понимают всю важность проблемы, поддерживают наши начинания, мы с его помощью сформировали дорожный фонд в размере 29 млрд рублей. Будем строить объезды во всех густонаселенных городах области - Красногорске, Подольске, Балашихе. Совместно с РЖД начали беспрецедентный проект по строительству наземного метро, первые линии которого примут пассажиров уже в 2015 году. Этим проектом также предусмотрено возведение 40 путепроводов на региональных дорогах и 17 - на федеральных, 75 транспортно-пересадочных узлов вблизи железнодорожных станций, 211 перехватывающих парковок на 80 тысяч машиномест. Общие затраты - 236 млрд руб. Со следующего года начнется строительство ЦКАД, на нее со временем уйдет весь транзитный транспорт, который сегодня превращает дороги, проходящие через наши города, в "не спящие" трассы.
Представляете, каким косяком тогда пойдут в Московскую область инвесторы?
Они и сейчас неплохо идут. Мы подготовили к освоению 117 площадок, их список опубликован на сайте правительства. Когда формировали список, нам говорили: "Да не пойдет к вам никто, вот в других регионах землю инвесторам бесплатно дают, коммуникации"... Со всеми приводимыми в пример регионами мы связались - ничего бесплатного не нашли. А у себя бонус придумали. Первому инвестору, заходящему в новую промышленную зону, землю мы будем давать за символическую плату, либо вообще бесплатно. Причем, я лично готов договариваться с собственниками земли.