Работа по привлечению инвестиций ведется большая. Какое ее направление вы считаете особенно важным?
Привлечение инвестиций - одна из задач экономической политики города. Мы пришли к выводу, что модель "город-предприниматель", при которой городская власть сама строит заводы, владеет компаниями, уходит в прошлое. Есть понимание, что городские власти должны обеспечивать условия, поддерживать и развивать среду, привлекать внимание местных и зарубежных бизнесменов к интересным и важным для города проектам. Оперируя спортивной терминологией, можно сказать: город должен быть прежде всего тренером. Устанавливать правила игры и не играть там, где хватает игроков рынка. Сейчас это принципиальная позиция правительства Москвы.
Что уже сделано в этом плане?
Немало. Например, в прошлом году Москва продала городские пакеты акций на 19 млрд рублей. Это сознательный выбор - уход из конкурентных видов деятельности, отказ от активов, которые не связаны с работой города как регулятора и обеспечителя социальных и государственных функций. Недавно была продана Московская объединенная энергетическая компания ("МОЭК") - крупнейшая в России и в мире структура в сфере производства, транспорта, распределения и сбыта тепловой энергии с доходами более 100 млрд рублей. Продав МОЭК, город ушел от корпоративного контроля компании, которая являлась убыточным активом, сохранив в своих руках регулирование тарифов на генерацию и передачу тепла, по которым компания будет продавать его потребителям. Полученные средства пойдут в бюджет на активную реализацию инвестиционной программы по строительству метро.
Какие приоритеты вы выделяете?
Особое внимание уделяем поддержке инновационных, высокотехничных видов предпринимательства. В Москве уже больше года работает Штаб по защите прав и интересов предпринимателей, в задачи которого входит не только максимально оперативное решение точечных вопросов, но и устранение административных барьеров и системных проблем, возникающих у бизнеса, оказание консультационной помощи при взаимодействии с различными государственными структурами, инфраструктурными предприятиями. За относительно короткий период решены такие, казалось бы, частные, но важные для инвесторов вопросы, как упрощение процедур технологического присоединения нестационарных торговых объектов к электросетям, аренда и выкуп субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в собственности города, использование магистрального газа в нежилых помещениях жилых домов, противодействие коррупции при проведении проверок территориальными органами МЧС и МВД. В Штаб за время его существования обратилось около 600 бизнесменов. Две трети проблем успешно решены.
Москве приходится конкурировать в борьбе за инвесторов с крупнейшими городами. Есть ли шансы выйти на один уровень с ними?
Мы пока в самом начале пути, и инерция еще велика. Однако уверен, в борьбе за иностранные инвестиции мы имеем хорошие шансы. Кое-что очевидно уже сейчас. Москва де-факто является одним из крупнейших городов мира, прямо или косвенно свою жизнь с ней связывают около 15-20 млн человек. В ней проживает всего 8% населения страны, но на нее приходится около 20% ВВП - это около $356 млрд - больше, чем ВВП некоторых европейских стран. Москва - город, привлекательный не только для российского бизнеса, но и в мировом масштабе.
В рейтинге компании A.T.Kearney Global Cities Index столица занимает 19-е место, оказываясь между Мадридом и Берлином (тройка лидеров - Нью-Йорк, Лондон, Париж), причем интересно, что самые высокие оценки мы получили не только по показателям деловой активности, но и по важности культурного потенциала. Зарубежные предприниматели воспринимают мегаполис как привлекательный хаб для бизнеса, открывающий доступ к российскому рынку и рынкам стран ближнего зарубежья. Это ниша, которую мы уже заняли и которую необходимо удерживать и расширять, отдавая себе отчет в том, что пока мы не можем конкурировать с такими признанными финансовыми центрами, как Нью-Йорк и Лондон. В своем классе Москва конкурирует с Варшавой, Стамбулом, Хельсинки, а по определенным позициям - с крупными городами Западной Европы, например Франкфуртом.
Как это отражается в показателях, каковы объемы нынешних инвестиций?
На Москву приходится почти треть прямых иностранных инвестиций в Россию, а это $35 млрд. По состоянию на конец июня 2011 года накопленный иностранный капитал в экономике Москвы составил $126,431 млрд, что на 32% выше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Более 70% всех инвестиций - частные.
Какие точки входа для инвесторов есть в столице?
Их несколько. Более года действует Центр инновационного развития, который координирует все инициативы по продвижению инвестиций в высокотехнологичные секторы, оказывает консультационную помощь по всем программам и зонам хай-тек инноваций. С 2012 года в Москве работает Городское агентство по управлению инвестициями, осуществляющее поддержку инвесторов, "упаковку" инвестиционных проектов с целью сбалансирования интересов города и инвесторов. Для привлечения инвесторов мы активно развиваем инновационную инфраструктуру - технополисы, индустриальные и технологические парки. Сегодня в Москве функционируют технополис "Москва", государственные и частные технопарки "Строгино", "Слава", "Технопарк МГУ", ОЭЗ технико-внедренческого типа "Зеленоград". Цель ее создания - развитие микроэлектроники и наноэлектроники, электроники и оптоэлектроники, нанотехнологий и наноматериалов, информационных и телекоммуникационных технологий. Общий объем финансирования инфраструктуры зоны на конец 2012 года со стороны города составил более 17 млрд руб. Для управляющих компаний и резидентов технополисов, технопарков и индустриальных парков предусмотрены льготы по налогам на прибыль, на имущество и на землю.
Развитие инновационной составляющей - один из основных векторов экономической политики?
Да, ведь в столице действует четверть всех научно-исследовательских организаций страны, сосредоточено от 30 до 60% научного потенциала России и большая часть ведущих образовательных учреждений. Москва должна быть городом, ориентированным на все самые современные виды деятельности. Причем речь не идет только об инновациях технологических, но и об управленческих. Создание современных привлекательных общественных пространств, появление новых форматов в торговле и в сфере услуг, приход частных инвесторов в традиционно государственные сферы деятельности - образование, здравоохранение, - это тоже инновации. Они повышают привлекательность города, делают его экономически более динамичным, эффективным, улучшают качество жизни людей. Сейчас ведется активная работа по развитию инновационных территориальных кластеров города Москвы. В частности, по формированию кластера информационных технологий электроники и микроэлектроники в Зеленограде и кластера по новым материалам, лазерным и радиационным технологиям в Троицке.
Какие инвестиции наиболее интересны Москве?
В первую очередь это прямые долгосрочные инвестиции в социальную и промышленную инфраструктуру. Это вложения и в традиционные сегменты, например, в строительство. Мы заинтересованы в венчурных инвестициях, инвестициях в инновационную инфраструктуру. Например, существует Московская программа инкубирования технологий. Она направлена на создание в Москве инновационной среды и механизмов поддержки инновационных компаний на ранней стадии, а также на создание условий для роста числа проектов, представляющих интерес для венчурных инвесторов в Москве. Мы также поддерживаем приход инвесторов в промышленный сектор. В Москве его доля 17%, это сопоставимо с ситуацией в других мегаполисах. Мы не хотим, чтобы эта цифра снижалась.
Самыми популярными отраслями остаются строительство и транспорт?
Традиционно это так. В 2012 году почти 40% всех инвестиций (частных и государственных) было направлено в транспортную сферу. В столице развернуто масштабное строительство метрополитена. В 2012 г. введено 8,5 км линий, в этом году планируется к вводу 12-14 км, и далее темпы увеличения объемов продолжат расти. В дорожном строительстве столицы ведется серьезная реконструкция и строительство новых дорог и развязок. На стадии разработки находится проект "Южный дублер Кутузовского проспекта". В рамках развития транспортной инфраструктуры столицы запущены программы обновления пассажирского подвижного состава города Москвы по системе КЖЦ. Принимая во внимание успешный мировой опыт реализации проектов по схеме КЖЦ, а также колоссальный объем подвижного состава как для новых линий, так и для замены выводимого из эксплуатации (около 3000 вагонов), правительство Москвы планирует применить данную схему для обновления и парка вагонов Московского метрополитена. К реализации проекта планируется пригласить российских и иностранных инвесторов. Ожидается, что в конкурсе примут участие крупнейшие международные и российские машиностроительные концерны: Bombardier, Alstom, Siemens, Scoda, Hitachi, Hyundai, ТМХ, УВЗ и другие.
Один из вопросов, который вы курируете в правительстве города, - вопрос развития промышленных зон. Насколько эти территории интересны инвесторам?
Всего в городе 209 промзон на площади 7,5 тыс. га. Помимо собственно промышленных зон в городе есть и другие территории, которые используются неэффективно - транспортно-логистические, складские зоны, и объем этих зон достигает порядка 15 тыс. га. Эти зоны выгодно расположены по отношению к центру города. Это огромный потенциал для развития и, естественно, они представляют интерес для инвесторов. Но городу не нужен инвестор, который рассчитывает все снести на этих территориях и застроить их жильем. Вместо промышленных резерваций создавать жилые - это неправильно. Необходимо сделать эти территории зонами смешанного использования, включающими и рабочие места, и торговлю, и рекреацию, и образование, и жилье. Город вырабатывает ГПЗУ - виды использования, объемы, что и сколько на этих территориях может быть построено.