Свердловская музкомедия с размахом отпраздновала свой юбилей

"Это было нечто!" - начинается комедия Николая Коляды "Баба Шанель". "Это было нечто!" - только так можно начать рассказ о том, как праздновал свое 80-летие другой екатеринбургский феномен - Свердловская музкомедия.

Лучшим в стране театром оперетты и мюзикла назвал ее Максим Дунаевский, прибывший на "Юбилейную октаву". По ее первому зову в Екатеринбург слетелись деятели из театров страны и Европы. Финальный гала, длившийся более четырех часов, стал невиданным за многие годы парадом талантов - они разбросаны по всей России, но Россия о них не знает.

И был другой парад: музыкальных жанров. Он образовался из спектаклей Свердловской музкомедии, которая не устает рисковать, ломая границы привычного. Начался с юбилейного ревю "Секретное оружие, или Однажды в Свердловске" - о том, как в суровые 30-е городу вдруг понадобился веселый театр, и что из этого произросло. Продолжился уже признанным шедевром - "лайт-оперой" Александра Пантыкина "Мертвые души", где хрестоматийный сюжет стал зеркалом всей русской истории. Классику оперетты представляла "Герцогиня из Чикаго" Кальмана, классику мюзикла - мощнейший "Скрипач на крыше" Бока, по странному недоразумению не замеченный "Золотой маской".

Самый отважный опыт - попытка спрессовать один из смыслов романа "Белая гвардия" в спектакле, который по сложности музыкального материала сомкнулся с оперой и должен передать не столько букву книги, сколько главный мотив нашего вечно революционного времени: уничтожение своего дома. Разрушение не только налаженного быта, но и традиций, памяти, всего, что дорого. Мотив, актуальный и теперь, передан в музыке Владимира Кобекина, в ее перепадах от романса к казацкой песне и революционному маршу, где гармония, едва возникнув, сметается потоком напористой агрессии. Он передан в вокзальной атмосфере спектакля и в неспособности героев поверить, что варварство - это надолго. В самом зачине, когда мы с первых минут знаем, что эта жизнь погибнет, ее больше не будет. В пластическом решении, где лирика живет как на юру, и на сцену все время вторгаются разбуженные и разворошенные массы. Кирилл Стрежнев еще раз доказал, что он лидер жанра, режиссер, который не стремится поразить новаторством, как предположил один из коллег, а несет идеи новой жизни жанра в самом себе, заразил ими единомышленников, и сегодня этот театр иначе играть не может - здесь его существо, его органика, его "ноу-хау". Воспиталась и новая публика: ведь зритель "Сильвы" с трудом переключится в драму российского общества на очередном сломе эпох, переданную средствами оперы. Чтобы понять и пережить спектакль, он уже должен понять и пережить Булгакова.

Еще одним экспериментом стало "Обыкновенное чудо" с музыкой Геннадия Гладкова, где звездную партию ведут сценография и костюмы Юрия Харикова. Поставленное Дмитрием Беловым зрелище отменно яркое, изобретательное, слегка сюрреалистичное: человеческий мир вписан в мир природный, фауна неотличима от буйной разросшейся флоры. Его образы вызывают ассоциации и с русским лубком и с китайским орнаментом. Обитающие в волшебном лесу герои усыпаны листьями, колышутся под ветром музыки и витийствуют непременно с какого-нибудь пня или коряги, они сами выглядят явлениями природы. Здесь водятся гигантские Красные кони, медведь умнее тирана, здесь тепло, смешно и грустно, а главное волшебство - любовь. Театр вспомнил, что он всегда немного живопись, немного цирк и немного карнавал, и все это взбил в невиданно пряном коктейле.

Актеров здесь не сразу узнаешь - но не из-за избыточности грима, а из-за мастерства перевоплощений. Король у Александра Копылова обзавелся пародийно уральской мелодикой речи, Игорь Ладейщиков в роли Министра-администратора играет раздутое ничтожество, Премьер-министр у Владимира Смолина вышел тряпичной игрушкой, так удобной для битья, а Волшебник (Павел Дралов) и его жена (Светлана Кочанова) - самые человечные человеки, способные творить из природного мира и добро и зло. Принцесса Юлии Дякиной - воплощение тезиса "хрупкость должна быть с кулаками": нежна, поэтична, но и надежна, и по-комсомольски принципиальна. Быстро набирает  мастерство Евгений Толстов. Вот только что мы видели, как он заменил Евгения Зайцева в роли Чичикова ("Мертвые души"), не повторяя удавшийся рисунок, но предложив свое, даже более интересное прочтение. И теперь - Медведь, характер метафорический, цельный и мощный, однажды давший слабину и одолевший себя - зверь, ставший человеком.

 

 

Звезды театра - прежде всего отличные актеры, и только потом вокалисты. Упор - на мюзикл, он требует иного пения. Он может быть и джазом и оперой, но не обходится без микрофонов, а это отдельное искусство, театром доведенное до совершенства. Неизбежны издержки: вот решили ставить "Летучую мышь" - и надо набирать новых артистов, владеющих оперным вокалом. Но в целом уровень театра беспрецедентно хорош. Организаторский талант директора Михаила Сафронова вошел в легенды, а плодотворная инициатива, как известно, - начало и венец творчества. И мы имеем театр, который не просто плодотворно работает в жанре оперетты и мюзикла, но его на наших глазах созидает, развивает, прокладывает ему новые, еще не опробованные дороги. Здесь не останавливаются в росте даже маститые: первоклассные работы показали Светлана Кочанова в "Белой гвардии", Анатолий Бродский в "Скрипаче на крыше", Мария Виненкова, Павел Дралов и Владимир Смолин в "Мертвых душах" и "Обыкновенном чуде". Новые качества открылись в уже знаменитых актрисах, сыгравших подобие "бурановских бабушек" в "Чирик кердык ку-ку" по вышеупомянутой пьесе Коляды. И пришла талантливая молодежь: от Игоря Ладейщикова, успевшего занять звездное положение, до студентов Юлии Дякиной и Леонида Забоева. Здесь замечательный хор, обладающий редкой способностью нести в зал не только ноту, но и слово. Высокопрофессиональный оркестр, который под руководством Бориса Нодельмана проделал в эти дни титаническую работу, сыграв не только репертуарные спектакли, но и безупречно аккомпанируя гостям. Это работают давние традиции: за дирижерским пультом театра стояли такие мастера, как Евгений Колобов, Евгений Бражник, Петр Горбунов...

То, что свершилось в Екатеринбурге в дни "Юбилейной октавы", было праздником и для зрителей, переполнявших зал, и гостей театра, и для хозяев этого приветливого дома. Открыли мемориальную доску Владимира Курочкина, лидера театра на протяжении многих лет, дружно прослезились на вечере воспоминаний об ушедших мастерах, азартно следили за тем, как на наших глазах импровизируют в "легком" жанре авторы театра, среди которых Максим Дунаевский, Марк Розовский, Александр Пантыкин, Владимир Кобекин... Даже прокатились по городу в опереточном трамвае 18-го маршрута: здесь сверкал еще один козырь Музкомедии - международно известный ансамбль народных инструментов"Изумруд", гости попивали глинтвейн и тоже демонстрировали свои таланты.

Кульминацией стало это финальное шоу, соединившее на сцене созвездие выдающихся талантов из десятков театров страны и Европы. И стало ясно: оперетта и мюзикл не просто живы, но полны энергии, молоды и прекрасны. А потом Свердловская музкомедия в полном составе отправилась покорять зрителей Сочи, где в переполненном зале начались ее гастроли. Юбилей продолжается.

С места события

Гала-концерт, завершивший "Юбилейную октаву" в Екатеринбурге, собрал на одной сцене беспрецедентное количество талантов из театров России, Украины, Белоруссии, Чехии, Польши, Румынии. Такой роскошный концерт был бы настоящим подарком телезрителям - но, увы, ни центральные телеканалы, ни даже екатеринбургские этим событием не заинтересовались. Обозреватель "Российской газеты" снимал свой видеорепортаж, никак не предполагая, что эта запись станет единственным свидетельством уникального шоу. Предлагаем ее вашему вниманию:

1-е отделение

2-е отделение