25.09.2013 23:22
Поделиться

Москвичи вскоре протестируют сервис контроля общественного транспорта

В течение последних лет на дорогах столицы создается интеллектуальная транспортная система. Вначале городские власти видели в ней чуть ли не панацею от всех заторов: светофоры сами будут знать, сколько и куда машин в пропустить, на дорогах появятся табло, которые предупредят водителя о пробках впереди, .. Увы! До сих пор ничего из этого москвичи так и не увидели.

В начале же этого года неожиданно сменился руководитель Центра организации дорожного движения. Так что же, появится ли все-таки у столичных дорог интеллект или так и будут жить по старинке? Об этом - беседа корреспондента "РГ" с первым замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Евгением Михайловым.

Евгений Федорович, так есть или нет интеллектуальная транспортная система на московских дорогах?

Евгений Михайлов: К декабрю заканчиваются двухлетние контракты на поставки оборудования и строительные работы. Создается общегородской диспетчерский центр, прокладывается оптоволокно, устанавливаются камеры телеобзора и комплексы видеофиксации - осталось смонтировать около 90, остальные уже стоят. Датчики, которыми оборудованы все вылетные магистрали и часть улиц, занимаются подсчетом проходящего транспорта. Идет замена стеновых панелей для видеонаблюдения в ГИБДД, чтобы и ее сотрудники имели доступ к нашим данным.

Реальная польза от всего есть, или она появится лишь после подключения, образно говоря, последнего датчика?

Евгений Михайлов: Централизованно управлять ситуацией на дорогах департамент транспорта пока не может, но на отдельных участках - вполне. Благодаря датчикам видна загруженность улиц, а также накапливается статистика, которая потребуется в будущем. Значительная часть оборудования будет подключена к данной системе к концу этого года.

Что это даст москвичам?

Евгений Михайлов: Видя из ЦОДД, как развивается транспортная ситуация, в очаге напряженности можно сразу же принять превентивные меры и не допустить там паралича движения. Для этого мы можем проинформировать водителей, что лучше объехать данный район, придержать поток, чтобы не усугублять транспортный затор.

В конце года транспортная ситуация на дорогах Москвы всегда обостряется. И если вдруг в это время с введением ИТС что-то пойдет не так, город не парализует?

Евгений Михайлов: Действительно, во второй половине декабря количество поездок по городу увеличивается более чем на 50%. Москвичи отправляются за подарками, да погода может усугубить ситуацию. Вмешиваться вручную в режим работы светофоров из центра нельзя. Оператор сможет лишь выбрать определенный режим, к примеру, "выходного дня", "ночной", "дневной", некий набор изменения фаз, который включает или переключает режимы, заложенные в программе. Несколько улучшить ситуацию, связанную с перегрузкой дорог, ИТС может, но не усугубить.

А каким образом водителей на дороге оповестят о возможных затруднениях в движении?

Евгений Михайлов: К концу года запланирована установка табло, на которые будет выводиться информация в виде текста, картинок, изображений участка улиц с текущей загрузкой.

Можно ли будет увидеть эти данные через смартфон или планшет?

Евгений Михайлов: Главное - отладить подачу данных. Для передачи же их водителю сделаем сервис на сайте ЦОДД - его тестовая версия уже есть. Сам сайт сделаем более информативным, это будет транспортный портал для связи с жителями, водителями и всеми , кого волнуют проблемы движения. Затем на его базе запустим и пользовательские приложения.

У вас точность будет выше, чем у Яндекса. карт, показывающих ситуацию на дорогах сейчас?

Евгений Михайлов: У нас используется принципиально иная технология. Яндекс показывает дорожную ситуацию, основываясь на данных, получаемых от треков пользователей. Проехал водитель с определенной скоростью по трассе, она окрасилась в зеленый, желтый и красный цвет. Никто не проехал - картина неизвестна. Наши датчики показывают текущую ситуацию в конкретный момент времени на конкретной улице и перекрестке. Их более 2,5 тыс. по городу, а до конца года будет 4 тысячи.

Экраны, сайт, приложения - это для водителей "пряники". А что с "кнутом"? Вы упомянули, что в этом году осталось поставить несколько десятков видеокамер. Сколько же их будет?

Евгений Михайлов: До конца года установим 800, 702 уже работают, в следующем году подключим еще 400 на аварийно-напряженных участках. Установим не только на улицах, где скорость превышают и есть выделенки, но и на пешеходных переходах, где водители не пропускают пешеходов, выезжают на "красный", создавая пробки, выезжают на трамвайные пути.

У водителей меняется поведение после появления видеокамер на том или ином участке?

Евгений Михайлов: Резко снижается аварийность. Видеокамера для большинства водителей - сдерживающий фактор. Но и тем, кто на камеры внимания не обращает, становится труднее маневрировать, так как весь поток сбрасывает скорость. Повышение безопасности движения - это главный итог.

В час пик пассажирами городского транспорта становятся 80% жителей столицы. Власти обещали, что ИТС снабдит и их информацией о работе автобусов, троллейбусов и трамваев. Когда мы увидим, сколько минут до ближайшего автобуса в смартфоне, а не только на табло, установленном на остановке?

Евгений Михайлов: Скоро мы представим горожанам в тестовом режиме сервис, который позволит в полном объеме им контролировать общественный транспорт. У нас уже установлены датчики ГЛОНАСС на подвижном составе, делаем единую диспетчерскую службу. Диспетчеры и пассажиры будут получать одну и ту же информацию. Только диспетчеры будут принимать решения, добавить или уменьшить количество машин на маршруте, а пассажир сам примет, на чем ему лучше ехать. Помогут ему в этом и 600 информационных табло на остановках и ТПУ.