"Опыт Калужской области, других успешных регионов, а у нас таких немало - это Белгородская область, Липецкая, Томская, - положен в основу стандарта создания регионального инвестиционного климата, - сказал Владимир Путин. - Он прошел обкатку в "пилотных" регионах. И уже с января 2013 года стандарт должен стать руководством к действию для всех субъектов РФ".
В свою очередь, согласно поручению президента, методические рекомендации по внедрению этого стандарта должны разработать минрегион и АСИ.
Понятно, что стандарт задает лишь базовые, минимальные требования. Но у регионов должен появиться стимул добиваться большего.
По словам гендиректора АСИ Андрея Никитина, уже сейчас для регионов разработан инвестиционный стандарт, "состоящий из 15 лучших практик, которые помогают регионам работать с предпринимателями и инвесторами".
По его словам, в ближайшее время на сайте Инвестклимат.рф должны появиться обобщенные данные о работе региональных стандартов. "Бизнесмен сможет увидеть, как обстоят дела в его регионе с различными показателями, которые могут повлиять на его предпринимательскую деятельность: как регион планирует стратегию развития образования, каким будет рост энергетических мощностей, развитие инфраструктуры. И в соответствии с этим строить свои планы дальнейшего развития", - рассказал глава АСИ.
Чтобы оценить бизнес-климат, сложившийся в том или ином регионе, АСИ запустило в российских регионах проект под названием "Пульс бизнеса". В нем приняло участие 79 субъектов РФ, к исследованию были привлечены не только предприниматели, у которых бизнес активно развивается, но и те, кто только планирует открыть свое дело или, напротив, уже отошел от дел.
Первые итоги исследования, по мнению организаторов проекта, должны появиться уже в октябре 2013 года.
Кроме того, в конце года агентство планирует разместить на своем сайте инвестиционную карту России. Для чего она может понадобиться предпринимателю, объяснил Андрей Никитин: "Допустим, у вас есть хороший бизнес в родной области, и вы планируете его расширить. При этом единых данных о том, что происходит у соседей, просто нет. Или они есть, но старые. В каком регионе лучше всего с дорогами, с инфраструктурой, с производственным персоналом? А с помощью карты можно будет выбрать регион, куда лучше всего вкладывать деньги, развивая тот или иной вид бизнеса. Причем эта информация будет обновляться на сайте регулярно".
В АСИ заверили "РГ", что до конца года будут выбраны 7-10 пилотных муниципалитетов, в которых инвестиционные стандарты и услуги будут опробованы и затем уже распространены на всю страну.
Подогнать рекомендации для всех городов под одну гребенку не получится, в России огромное количество коренным образом друг от друга отличающихся муниципальных образований, признает Никитин.
Казалось бы, мэры городов должны быть заинтересованы в следовании определенным стандартам, однако сами чиновники на ряде территорий скептически отнеслись к нововведению. Так, мэр Якутска Айсен Николаев признался, что сначала был противником муниципальных стандартов, но все-таки понял, что они необходимы. Однако, считает он, "самая большая опасность в том, что именно их региональные власти могут использовать для того, чтобы навесить на нас очередные отчеты".
Между тем в регионах проходят уроки обучения новым стандартам. Не так давно во Владивостоке накануне дальневосточного инвестиционного конгресса прошли лекции второй Школы регионального инвестиционного стандарта. Директор по развитию бизнеса StrategyPartners Group Максим Лозовский рассказал о 10 факторах инвестиционной привлекательности регионов - от доступа к природным ресурсам до действующей системы инноваций. По его словам, в универсальной модели инвестпроекта любого региона должны быть четко прописаны отраслевые приоритеты, другими словами, основная специализация региона и система стимулов. Затем все это оформляется в конкретный портфель инвестиционных предложений и мероприятий, происходит детализация до уровня компаний крупнейших инвесторов в секторах с тем, чтобы выйти на целевые компании, которые впоследствии станут локомотивом инвестиционных процессов в регионе.
Не только регионы конкурируют за того или иного иностранного инвестора, но и зарубежные компании порой очень жестко борются между собой за право прийти в тот или иной субъект.
Все регионы, вне зависимости от месторасположения, говорят инвесторам одно и то же: о выгодном географическом положении, лояльности местных властей, гибкости законодательной базы и т.п. Но что инвесторам на самом деле важно? Ответить на этот вопрос пытались эксперты во время дискуссии "Инвестиции в регионы: ожидания и запросы инвесторов", организованной в рамках форума "PROEstate-2013".
По мнению гендиректора Корпорации развития Рязанской области Владимира Шаповалова, при всех прочих равных условиях одним из наиболее важных факторов является наличие кадров в регионе. Причем даже необязательно они должны быть квалифицированными, так как западные компании, как правило, приходят на территории со своими программами подготовки кадров. Главное, чтобы был базовый костяк тех, кого можно обучать. Как раз с поиском трудовых ресурсов возникают сложности, особенно в небольших городах, которые находятся в относительно небольшом удалении от мегаполиса.
В том, что вопрос количества и качества трудовых ресурсов выходит на первый план уверен и руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Линар Якупов. "Мы порой не можем запустить высокотехнологичные проекты, так как работать некому", - считает он.
Какие из приемов работы с инвесторами действительно эффективно работают в регионах?
Владимир Шаповалов считает, что на практике оказывается действенной, во-первых, искренняя заинтересованность администрации. Другими словами, когда общение с инвестором не ограничивается только формальной процедурой подписания соглашения, а закрепляется обменом номерами мобильных телефонов руководителей.
Да и почему бы на время реализации инвестиционного проекта не назначить одного из министров ответственным за работу с якорным инвестором, как это делается в ряде регионов. Он для демонстрации своей лояльности к инвестору мог бы, к примеру, проявить креативность и заказать специальные визитки - "для работы с вами".
За прозрачность и простоту ведения бизнеса с инвестором агитирует и управляющий партнер Praedium Investment Capital Светлана Кара, которая выступает за доверительные отношения местной власти и руководства компании. "Главное, чтобы к инвестору на территории не относились как к дойной корове", - полагает она.
"Другим работающим рычагом, влияющим на мотивацию инвестора, является успешный опыт работы на данной территории других компаний", - считает Владимир Шаповалов.
В Татарстане, как заверил Линар Якупов, всегда четко обозначают, куда приглашают инвестора. Наличие sucсess story обязательно.
Между тем у топ-менеджмента свой райдер.
- Нашим клиентам важно в первую очередь получить от местных властей четкие правила игры, - рассказал руководитель дирекции финансирования проектов в недвижимости Газпромбанка Петр Первухин, - К тому же желательно, чтобы на бизнес не перекладывались инфраструктурные проекты региона, к примеру строительство поликлиник, детских садов и т.д. Только в таком случае взаимодействие власти и бизнеса будет эффективным.
Налоговые преференции не оказывают решающего значения на инвестиционный климат в регионе. К такому выводу пришли аналитики в "Эксперт РА". По мнению руководителя отдела региональных исследований департамента аналитики и консалтинга рейтингового агентства Владимира Горчакова, исходные условия для всех субъектов РФ схожи: практически во всех регионах налоговые льготы примерно одинаковы, инвестиционное законодательство принято в 77 регионах. Между тем тот факт, что в ряде таких регионов, как Калужская область и Москва, не работает "дедушкина оговорка", то есть принцип защиты инвестора от изменения местного законодательства, никак не влияет на приток инвестиций в эти субъекты РФ