Ирония заключается в том, что оспариваемая норма мирно сосуществовала с профсоюзными уставами с 1996 года. Именно тогда появился Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", украшенный статьей 3, которая принесла столько хлопот. В КС обратились два общероссийских профсоюза: работников госучреждений и общественного обслуживания, а также работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (Нефтегазстройпрофсоюз).
Внезапно в 2011 году обе структуры обнаружили, после прокурорской проверки и слушаний в московском Гагаринском районном суде, что в их уставах есть не просто недостатки, а такие неточности, которые требуют признания положений уставов недействующими. Государственные и муниципальные служащие, объясняла в КС Лариса Усович, попали в очень непростое положение: "В нашем случае была принята недействительной вся новая редакция устава, а не отдельные его положения". Их наказали, в том числе за то, что в своей структуре госслужащие отразили элементы административной реформы, введя термины "муниципальная и межмуниципальная организация".
Возникла проблема и со структурными подразделениями Нефтегазстройпрофсоюза, как рассказала в КС их представительница Елена Герасимова, хотя "устав многократно проходил перерегистрацию в министерстве юстиции".
Надо сказать, что правка обоих уставов потребует от каждой структуры существенных жертв. Например, Нефтегазстройпрофсоюз должен будет внести, по сведениям Герасимовой, изменения в документы в 118 межрегиональных организациях, разумеется, после проведения там собраний: "Если будут меняться структуры цеховых организаций и профгрупп, это порядка 7 тыс. человек и примерно треть руководителей лишаются своих рабочих мест". Еще часть членов профсоюза потеряют гарантию неувольнения, а в 90 % документов (фактически только из-за перемены таблички, прим. "РГ") придется вносить поправки. Усович сообщила, что им придется переименовать 1132 территориальных, муниципальных, межмуниципальных, районных, городских и приравненных к ним организаций, а также 77 региональных, краевых и республиканских. "137 объединенных отраслевых организаций, видимо, будет необходимо ликвидировать", - добавила она. А внеочередной съезд профсоюза, по данным Ларисы Усович, потребует практически два миллиона рублей. Оба профсоюза жаловались на то, что утратили свободу самостоятельно определять свою структуру.
Дмитрию Вяткину, представлявшему Госдуму, после таких цифр явно было неловко. Норма, по его мнению, особых запретов для профсоюзов не содержит, а "по большому счету разговор идет о трактовке, которая создает трудности для очень крупных профсоюзов". По его словам, в Госдуму был внесен законопроект, корректирующий этот закон и оспариваемую статью. Правда, эту информацию подкорректировала представитель минюста Мария Мельникова, напомнившая, что на этот самый законопроект есть отрицательное заключение правительства из-за нечеткости формулировок.
Решение по делу КС вынесет в течение месяца.