Мария Полякова, директор департамента инноваций, методологии и стандартизации АИЖК
Инновации на рынке связаны с изменениями в потребностях заемщиков. Так, например, желание заемщиков приобретать жилье в строящихся домах и стремление кредиторов захеджировать риски приводит к появлению таких инструментов, как аккредитация объектов банками, различные виды страховки, с 2014 г. обязательное наличие страхования риска недостроя либо присутствие застройщика в обществе взаимного страхования.
Век стремительного развития технологий уводит все больше и больше документации в Интернет, и ипотечное кредитование не является исключением. У заемщика появляются удобные способы посчитать кредит, подать заявку на получение кредита, заполнить документы на страховку, подобрать наиболее подходящий вариант платежа и потом осуществлять платежи по кредитам. Улучшение информационного пространства и вовлечение государственных институтов в информационный оборот позволяют значительно облегчить многие процедуры. Все это, с одной стороны, снижает риски и операционные затраты кредитора, а с другой стороны, облегчает добросовестному заемщику процедуру получения кредита.
АИЖК при разработке и внедрении рыночных продуктов придерживается общей тенденции - индивидуальные условия для каждого заемщика: возможность выбора срока фиксации ставки, возможность выбора формы страховой защиты (при ее обязательном наличии), возможность выбора предмета залога, возможность учета любой субсидии.
В социальных продуктах агентство прорабатывает вопрос унификации условий предоставления субсидий для различных категорий заемщиков. АИЖК нацелено перейти на такую форму предоставления субсидии, когда заемщику будет выгодно возвращать субсидию в бюджет после оплаты рыночного кредита. Кредиторам будет интересна такая форма, поскольку она позволит "освободить" кредит от "социальности" и рассматривать его как рыночный кредит, пригодный для секьюритизации, бюджет за счет возвратности сможет выдавать новые субсидии, а для заемщика повышается доступность ипотечных кредитов на 20%.