Эксперты выделяют две группы поправок. Первая - это поправки для устранения пробелов в законодательстве, принятые для введения новых легальных определений, применимых к сети Интернет. В частности, появился термин "информационный посредник". Данное понятие, исходя из его формулировки, можно распространить и на администрацию какого-либо сайта, и на хостинг-провайдера, и на сайт, непосредственно размещающий произведения, и на сайт, на котором содержатся только ссылки на какие-либо нелегальные ресурсы.
Законодатель определил, при каких условиях информационный посредник может быть освобожден от ответственности за нарушение интеллектуальных прав. Например, одним из условий освобождения информационного посредника от ответственности является принятие им необходимых и достаточных мер для прекращения нарушения в ответ на претензию правообладателя.
Вторая группа поправок направлена на возможность быстро прекратить нарушение прав, причем даже до подачи иска в суд. Мосгорсуд по заявлению правообладателя может вынести определение о предварительных обеспечительных мерах и заблокировать доступ к спорному контенту еще до подачи иска при условии, что иск будет подан не позднее чем через 15 дней после вынесения определения. Роскомнадзору были предоставлены полномочия организовать блокировку в соответствии с вынесенными судебными актами через процедуру с привлечением хостинг-провайдеров. В том случае, если хостинг-провайдер не произвел требуемую блокировку, она осуществляется с помощью операторов связи.
Именно эта группа поправок вызывает наиболее серьезные споры. И если первую группу поправок можно безусловно расценивать позитивно: в законе появилось специальное регулирование, относящееся к обмену информацией в Интернете, то вторая группа, относящаяся больше к функциям Мосгорсуда и Роскомнадзора, вызывает более сдержанное отношение. Хотелось бы избежать перехода "из крайности в крайность". С одной стороны, правообладателям действительно нужна возможность быстро заблокировать, например, доступ к премьерным фильмам, которые только-только появились в кинотеатрах, но уже выложены в Интернете, с другой стороны, массовое удаление фильмов и музыки может вызвать протест в обществе.
Оптимальным выходом из ситуации, на наш взгляд, могло бы стать не стремление заблокировать все пиратские сайты, а поиск компромисса, который позволит сохранить возможности интернет-пространства, к которым все привыкли, но при этом сделать размещение музыки и фильмов законным.
Целью музыкальной и киноиндустрии, насколько можно судить по официальным высказываниям, является расширение сотрудничества с интернет-компаниями, заключение с ними лицензионных договоров, поиск различных моделей распределения прибыли от распространения кино и музыки в Сети.
Борьба с пиратством будет продолжена. Антипиратский закон никого не оставил равнодушным: ни бизнес-сообщество, ни рядовых пользователей Интернета, ни экспертов. За последние годы стало привычным, что любую музыку и фильм можно быстро найти в Интернете.
Пока рано говорить, что правообладатели одержали победу, скорее в их арсенале появилось новое оружие. Очень жаль, что путь к согласию между производителями кино, музыки и интернет-ресурсами все еще не найден. На наш взгляд, придется прийти к соглашению, поскольку по большому счету и у правообладателей, и у интернет-индустрии цель одна - распространение в сети Интернет музыки и кино, увеличение и удержание пользовательской аудитории. Однако после вступления в силу закона любимые песни, клипы и фильмы стали исчезать из Сети, что вызвало возмущение пользователей. И если интернет-компании и отдельные бизнес-ассоциации критикуют новый закон за несовершенство формулировок, за излишнюю жесткость некоторых процедур, то многие из простых пользователей возмущены самим фактом принятия антипиратского закона. Основные опасения - "теперь все станет платным".
За последние пятнадцать лет, когда отсутствовали эффективные правовые нормы, позволяющие быстро прекратить незаконное распространение музыкального и видеконтента в Сети, сложилась целая интернет-индустрия, возникли сотни музыкальных и видеосайтов, на которых или через посредство которых можно найти и скачать практически любой фильм или музыкальное произведение. Музыка и кино распространяются также в социальных сетях, через файлообменные сайты и системы.
Владельцы подобных ресурсов часто извлекают значительную прибыль за счет распространения нелегального контента (например, прибыль извлекается от размещения рекламы на страницах с музыкальным и видеоконтентом), но при этом никаких отчислений в пользу авторов или правообладателей не делают. Массовое нарушение авторских и смежных прав превратилось в бизнес-стратегию для большинства таких интернет-сайтов. Кроме того, пользователи, пользуясь сервисом, предлагаемым в Сети, сами становятся нарушителями закона вместе с владельцами ресурсов (хотя последние не предупреждают об этом пользователей).
Необходимость в совершенствовании законодательства о защите прав на интеллектуальную собственность с учетом сложившейся ситуации очевидна. Столь негативную реакцию антипиратский закон вызвал именно потому, что долгие годы продолжалось масштабное нарушение закона, и такая ситуация стала казаться естественной, стала нормой. Теперь же возврат к норме, то есть к соблюдению закона, что связано с ограничениями (как применение любого закона), вызывает отрицание. Пользователи опасаются, что исчезнут возможности, предоставляемые Сетью. Однако цель правообладателей вовсе не в том, чтобы из Интернета "все удалили", и не в том, чтобы заставить пользователей платить за каждый фильм и песню, а в том, чтобы добиться лицензионных отчислений от интернет-компаний, причем, скорее всего, многие сервисы, включая олайн-прослушивание и просмотр, останутся бесплатными для пользователей, если ориентироваться на практику работы иностранных лицензионных сайтов.
Елена Трусова, партнер практики по разрешению споров и интеллектуальной собственности Goltsblat BLP