Представители Евразийской экономической комиссии, Роспотребнадзора, ряда других ведомств периодически высказывают мнения, что "беспошлинные" коридоры через другие страны Таможенного союза - Белоруссию и Казахстан - являются весьма крупным каналом поступления на российский рынок всевозможных суррогатов, в том числе молочных и мясных. Были обсуждения этих вопросов и с участием Минсельхоза России. А сегодня состоялся форум практически на ту же тему в Торгово-промышленной палате РФ по текстильному сырью. Словом, проблема стала актуальной не только для сельского хозяйства. Планируются ли межгосударственные меры по упорядочению и в целом регулированию ввоза товаров и услуг в Россию через другие страны Таможенного союза?
Николай Федоров: Конечно, есть структуры, готовые нагреть руки на нашем рынке за счет российского потребителя. Здесь два инструментария, чтобы минимизировать угрозы, о которых вы говорите. Первый - это ужесточение административной и правоприменительной практики на внешней границе Таможенного союза. Это предмет межгосударственных соглашений с Казахстаном и Белоруссией. Данная тема, замечу, на контроле президента и премьер-министра России. Они выступают за то, чтобы внешняя граница Таможенного союза была цивилизованной. Вопрос этот стоит в повестке дня глав государств и правительств стран Таможенного союза.
Второй инструментарий - это ужесточение законодательства по техническим регламентам. Точнее: требуется более детальное регулирование всего, что должно сопровождать поставки сельскохозяйственной продукции и в целом продовольствия. С одной стороны, у нас чуть ли не возмущаются административными барьерами и надзорными функциями государства. Но, с другой стороны, когда сталкиваемся с некачественной продукцией, говорим: почему не проверяют?..
Здесь есть и кадровая проблема, включая, например, недостаточное, по-моему, количество региональных "точек" Россельхознадзора и число работающих в этой сфере.
Я никого не хочу упрекать, но это результаты недостаточно продуманных реформ по либерализации государственных надзорных функций. Нелишне напомнить, что это как раз тот случай, когда надо не семь раз отмерить, а все семьдесят семь раз, чтобы принять решение о сокращении, упразднении каких-то надзорных функций. Ибо цена последствий в этой сфере может быть слишком дорогой, о чем вы и говорите.
В конечном счете самая большая потеря - это потеря здоровья нации. И, кроме того, потери в экономике. А всевозможные ввозимые суррогаты сегодня, можно сказать, подавляют не только АПК, но и текстильный комплекс России.
Многие ведомства и эксперты признают, что проблема обеспечения российским сырьем наших предприятий становится все более актуальной. В этой связи Минсельхоз России участвует в подготовке ряда региональных программ по восстановлению и развитию, например, южнороссийского хлопководства. На ваш взгляд, насколько это начинание важно для агропромышленного комплекса Юга России и в целом для отраслей - потребителей этого сырья?
Николай Федоров: Мой ответ на ваш вопрос - положительный. Как показывает опыт Астраханской области, восстановление и развитие хлопководства в данном регионе весьма перспективно. В этом недавно убедилась и совместная с Минпромторгом России экспертная комиссия с участием руководителя ведомства Дениса Мантурова. Мы в рамках своих возможностей поддерживаем этот проект совместно с Минпромторгом и Минэкономразвития России. Договорились с ними объединить усилия, чтобы содействовать более масштабному развитию хлопководства в Астраханской области.
Нам желательно иметь свое хлопководство. Потому что сырье это исключительно ввозится и обходится все дороже. Пока не знаю, в каких точно масштабах мы можем закрыть потребности нашей легкой промышленности в российском "белом золоте", но будем стремиться к софинансированию столь важного проекта из федерального бюджета. Я дал поручение по линии экономически значимых региональных программ поддержать тех, кто выращивает лен, хлопок, рис, а также занимается тепличными хозяйствами, возделыванием овощей в защищенном грунте. Можно сказать, наше министерство "лоббирует" регионы, где возможно развитие всех упомянутых направлений. И считаю, что на эту линию бизнес должен обратить внимание. И если соответствующие бизнес-проекты будут представлены в Минсельхоз России, они будут поддержаны. Хочу также подчеркнуть, что президент и премьер-министр России тоже выступают за необходимость поддержки этих отраслей.
Отчет о "горячей линии" с Николаем Федоровым читайте в ближайших выпусках "Российской газеты"