Дан Потоцкий, RBTH
Российская интернет-компания "Яндекс" заинтересовалась и может поддержать три проекта, ставшие финалистами летней мастерской для разработчиков Tolstoy Summer Camp, заявила руководитель программы Ксения Ёлкина по итогам презентации финалистов.
Среди трех проектов, которые получат поддержку от Яндекса - приложение для голосового воспроизведения новостей из соцсетей Speaking Mind, сервис для хранения дисконтных карт в смартфоне Fivecards и приложение для отображения дополнительного контента о футбольных матчах Football second screen.
Финалистами программы также стали 12 проектов, которые разработали прототипы и представили их инвесторам. Всего заявки на участие в Tolstoy Summer Camp подали более тысячи разработчиков, из них было отобрано 65 кандидатов из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана и США.
Таким образом спустя год после проведения последнего подобного мероприятия, Яндекс.Старт, компания делает очередную попытку войти в международное стартап-сообщество.
Три года на стартап-рынке
"Яндекс" уже не впервые работает со стартапами. В 2010 году компания запустила инвестиционную программу "Яндекс.Фабрика", в рамках которой профинансировала уже пять проектов - Social Mart, Дзенмани, refine.io, GBooking и Citrea.
"Яндекс начал целенаправленно работать со стартапами три года назад: мы регулярно проводили дни открытых дверей под названием Яндекс.Старты, приобрели несколько проектов. Tolstoy Summer Camp - очередной виток этой истории", - поясняют в "Яндексе".
По открытой информации, компания за несколько лет купила всего три стартапа и проинвестировала в пять. Например, тот же Yahoo покупает примерно столько же стартапов, но в неделю.
"Мы пока не научились так лихо покупать проекты как Яху и Гугл, но верим, что многое у нас еще впереди. Эту тему ни в коем случае нельзя оставлять, потому что стартапы - очень важный источник идей для развития компании, её продуктов", - пояснила Ёлкина.
"Яндекс не хочет набраться новых идей, как это многим кажется, они у него есть, Яндексу нужны идеи и руки. И цель здесь даже не хантинг напрямую, цель более широкая - Яндекс пытается вырастить новое поколение людей". Так, по крайней мере, позиционирует компания свою деятельность на стартап-рынке.
При этом аналитики отмечают, что новый формат взаимодействия со стартапами (школа) требовался не столько стартапам, сколько самому Яндексу. От предыдущей тактики компания не получала ощутимой выгоды. Всего из тысяч кандидатов лишь пара была куплена впоследствии, а еще несколько получили инвестиции. Кроме того, некоторые не исключают, что новый подход позволит Яндексу увидеть перспективные IT-кадры для найма.
Стартапы для Яндекса
Надо отметить, что Яндекс не является венчурным фондом. Яндекс не рискует, а инвестирует только в определенные проекты чем и объясняется небольшое количество стартапов, которые поддерживает компания. При этом надо помнить, что Яндекс - еще и партнер. Как сказала Ксения Ёлкина: "по сути дела - Яндекс тоже стартап, просто с капитализацией больше 10 млрд. долларов".
Яндекс интересуют продукты, которые рассчитаны на сотни тысяч человек, а не на какое-то ограниченное количество пользователей (точно не социальная сеть для беременных женщин-мотоциклисток).
Однако из всех поддержанных или купленных Яндексом стартапов успешными сейчас являются те, что влились в работу компании, дополнили или улучшили ее сервисы, как например WebVisor и Loginza. Самый же заметный, поддержанный Яндексом, отдельный проект, виртуальный школьный класс Colorpen, закрылся 3-го сентября без объяснения причин.
Яндекс и рынок
Эксперты сходятся во мнении, что в целом, Яндекс делают правильные вещи, стимулирующие появление новых стартапов. По словам инвестдиректора ITech Capital Николая Давыдова, кажущееся отсутствие конкретных success stories, десятков поглощений и десятков инвестиций раунда A в поддержанные стартапы, вовсе не означает, что и выхлоп небольшой.
"На самом деле, как одна из самых успешных российских IT компаний, работающая на международном рынке и разработавшая множество более чем конкурентоспособных продуктов, избежавшая в свое время поглощения Гуглом, Яндекс делает действительно эффективные программы и не только по стартапам, но и по научным направлениям, вроде биоинформатической школы", - прокомментировал Давыдов.
Просто когда речь идет о поддержке стартап-проектов, Яндекс отнюдь не придерживается озвученной альтруистической позиции.
"Яндекс лукавит, заявляя, что стартапы являются основной целью реализуемых программ. Разумеется, главной целью большинства этих программ, на фоне российского дефицита кадров, является привлечение талантливых инициативных кадров в компанию, в том числе из зарубежа. И стартап-игры для этого превосходно подходят", - прокомментировал директор бизнес-инкубатора InCube Максим Годзи.
Максим Годзи также отметил, что методика Яндекса по поддержанию именно предпринимательства хромает. По его словам, подготовка инвестиционно привлекательных проектов требует мастерства незаметного вмешательства, поддержки. А этого пока в программе Яндекса не прослеживается.
"В их эффективной программе с точки зрения работы с проектами есть один, но существенный изъян: Яндекс, как компания, не специализируется на подготовке молодых стартап-проектов и у них нет собственной выверенной методологии работы с ними, как например известные программы Enterprisers и GrowthWheel, которые используются бизнес-акселераторами по всему миру, в том числе и в России. Они могут круто консультировать разработчиков, но часть программы связанная с бизнес-девелопментом в рамках малого бизнеса у Яндекса, разумеется, кустарна", - пояснил он.
Также доступна англоязычная версия статьи.