На Урале рынок услуг репетиторов стал теневым

По данным исследовательского агентства inFOLIO Research group, объем российского рынка репетиторских услуг сегодня составляет примерно 26 миллиардов рублей. В последние два-три года его рост замедлился: небольшое увеличение стоимости услуг репетиторов уравновешивается постепенным снижением спроса. Приводя эти данные, эксперты агентства оговариваются: объективная картина может довольно существенно отличаться от той, что рисуется по результатам исследований, поскольку рынок репетиторских услуг год от года становится все более закрытым и непрозрачным.

Действительно, преподаватели, предлагающие школьникам и студентам помощь в освоении сложных предметов учебной программы, неохотно рассказывают о финансовой стороне своей работы. Так же неохотно делятся коммерческой информацией многочисленные агентства по подбору репетиторов.

- Эта ситуация вызвана, очевидно, растущим фискальным давлением государства на предпринимательскую деятельность, - считает представитель исследовательской группы Борис Хорев.

Альтернатива "сарафанному радио"

Если раньше родители искали детям репетиторов через знакомых или по объявлениям в газетах, то сейчас поиски все чаще перемещаются в интернет. Как следствие, появилась масса работающих исключительно в Сети агентств, предлагающих услуги по подбору преподавателя. Действуют все по стандартной схеме: репетитор регистрируется на сайте, создает личную страничку, где указывает, какой предмет, кому и за какую плату он готов преподавать. Когда в агентство по телефону или электронной почте обращается ученик, его подробно расспрашивают, с какой целью он хочет брать уроки, какая квалификация педагога его бы устроила и так далее. Потом ему передают контакты подходящего учителя. Платит за посредничество всегда преподаватель: в качестве агентского вознаграждения он обычно перечисляет учредителю интернет-портала сумму, равную стоимости первого занятия.

- За свои услуги мы берем с репетиторов небольшую плату: по нашим оценкам, она составляет ничтожный процент от суммы, которую зарабатывает репетитор, - комментирует руководитель пиар-отдела одного из крупных агентств по подбору репетиторов Мария Глазкова. - В обычных образовательных центрах ситуация противоположная. Кроме того, работая с нами, репетитор может самостоятельно планировать свое расписание, рассчитывать, со сколькими учениками одновременно заниматься.

Сегодня в России несколько общефедеральных агентств по подбору репетиторов, они имеют call-центры почти во всех крупных городах. Число зарегистрированных на их сайтах педагогов достигает нескольких десятков тысяч человек. Костяк составляют школьные учителя, бывшие и ныне работающие, а также преподаватели колледжей и вузов, студенты старших курсов. На порталах таких агентств можно найти педагога практически любого профиля - от предметов обязательной школьной программы до игры на фортепиано или вождения автомобиля. Но больше всего тех, кто готов преподавать английский и русский языки, а также математику. Стоимость услуг варьируется от 300 до 600 рублей за академический час, в зависимости от квалификации и стажа работы репетитора.

Вполне предсказуемо, что самые активные потребители такого рода услуг - старшеклассники, готовящиеся к сдаче ЕГЭ и ГИА. Чуть реже педагогов нанимают для занятий со школьниками младших классов.

- Таким образом занятые родители пытаются опосредованно контролировать выполнение ребенком домашних заданий. Кроме того, дополнительные занятия помогают ребенку восполнять пробелы в знаниях, - комментирует директор по развитию одного из порталов по подбору репетиторов Юлия Костина.

Такие агентства часто именуются "ассоциациями" или "объединениями", как бы подчеркивая, что главное здесь - не коммерция, а принадлежность к одной профессии. Как правило, трудовых договоров такие интернет-агентства с репетиторами не заключают. Максимум - дают учителям-фрилансерам юридические консультации, как оформить ИП и какую систему налогообложения выбрать, но и эту заботу берут на себя далеко не все.

Свободный от налогов художник

Для большинства репетиторов их деятельность не является основным источником заработка. Как правило, они официально трудоустроены в школе, колледже или университете, а преподавание на дому - не очень обременительная "халтурка". Хотя есть и те, кто живет исключительно за счет частных уроков. Но и первые, и вторые, по идее, должны платить налоги с тех денег, что получают от своих учеников, чего, впрочем, практически никто не делает.

Начальник отдела налогообложения физических лиц УФНС по Свердловской области Лидия Исаева цитирует Налоговый кодекс, где сказано, что, если деятельность человека направлена на получение прибыли и носит систематический характер, она является предпринимательской. Репетиторство идеально подпадает под это определение. Следовательно, чтобы давать частные уроки законно, педагог должен зарегистрироваться в налоговой службе как индивидуальный предприниматель. Но идет на это лишь ничтожный процент репетиторов. Причина на поверхности: люди не хотят терять значительную часть заработка.

Сегодня существует два варианта налогообложения ИП - по общей и упрощенной схеме. По первой предприниматель должен заплатить налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов плюс страховой взнос (в 2013 году для ИП моложе 46 лет он составил 35,6 тысячи рублей). По упрощенной схеме нужно отдать государству 6 процентов от дохода или 15 процентов от прибыли плюс все тот же страховой взнос.

- В свое время я серьезно задумывалась о том, не зарегистрировать ли ИП. Даже прошла курсы начинающих предпринимателей, - рассказывает репетитор-фрилансер с 10-летним стажем Екатерина Г., - но современные условия налогообложения таковы, что львиная доля моего заработка будет уходить на расчеты с государством. При этом качественная бесплатная медицинская помощь мне все равно гарантируется только на словах, а на пенсию я и без официального трудоустройства могу накопить, откладывая деньги в негосударственный пенсионный фонд.

Екатерина рассказала также, что те ее коллеги, кто все-таки решился в свое время зарегистрировать ИП, постепенно их позакрывали, поскольку из-за высоких налогов работать стало невыгодно.

Налоговые инспекторы, конечно, не проводят специальных рейдов по "отлову" частных репетиторов, уклоняющихся от уплаты налогов, говорит Лидия Исаева. Ими вообще занимаются крайне редко, в основном по жалобам: нет смысла отвлекать сотрудников по таким мелким поводам. К тому же доказать, что педагог занимается предпринимательской деятельностью, не имея на то разрешения, можно лишь при наличии договора об оказании платных образовательных услуг. Но таких документов никто обычно не подписывает, стороны договариваются устно.

К слову, по данным УФНС, в прошлом году по всей Свердловской области зарегистрировался в качестве ИП всего 221 репетитор. Сколько из этих налогоплательщиков продержится и как долго, неясно.

компетентно

Алексей Пахомов, заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области:

- Авторы нового закона об образовании очень взвешенно подошли к вопросу репетиторства и других дополнительных платных услуг. С одной стороны, он запрещает учить детей плохо, то есть школьный педагог обязан дать ребенку основную программу бесплатно, а также уделять равное внимание всем ученикам. С другой - законодательство не запрещает учителю заниматься репетиторством, хотя и предусматривает понятие "конфликт интересов". При этом оценка действий педагога возлагается не на руководителя образовательного учреждения, а на специально созданную коллегию.