Законопроект так и называется: "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реализации рекомендаций Европейской комиссии в сфере государственной антикоррупционной политики", а их инициатором выступил первый вице-премьер Сергей Арбузов. Одна из первых новаций касается всех граждан: до 25 необлагаемых налогом минимумов дохода повышается штраф не только за опоздание с предоставлением налоговой декларации, но и за заведомо недостоверные данные о доходах, расходах и финансовых обязательствах. Впрочем, эта сумма не так велика - всего 425 гривен, или чуть больше 50 долларов. Куда больший штраф предусмотрен для юридических лиц и их фактических руководителей, обвиненных в коррупционных действиях, - до 150 тысяч необлагаемых налогом минимумов, а это уже почти 320 тысяч долларов. Эта норма, например, будет касаться частных жилищно-коммунальных предприятий и в целом коммунальной сферы, тотально зараженной, по мнению экспертов, коррупцией.
Усложнится жизнь для людей, не состоящих на государственной службе, но предоставляющих населению публичные услуги: аудиторов, нотариусов, арбитражных управляющих, третейских судей и прочих. Так, за злоупотребление своим положением им грозят исправительные работы сроком до двух лет или тюремное заключение до трех лет с последующим запретом на профессию на тот же срок. Если же жертвой их деятельности стали несовершеннолетние, недееспособные или престарелые люди, наказание увеличивается до пяти лет тюремного заключения.
Предусмотрено законопроектом и наказание за склонение должностных лиц к коррупционным действиям. Так, за предложение или обещание чиновнику неправомерной выгоды при условии использования им своего положения человеку, предложившему это, грозит штраф до 1 тысячи долларов, исправительные работы или тюремный срок до двух лет.
Кроме того, законом предусмотрены изменения в закон "О банках и банковской деятельности", которые предоставят налоговикам право по письменному уведомлению получать доступ к информации о физических и юридических лицах, содержащей банковскую тайну. Таким правом мытари могут воспользоваться для проверки достоверности данных в налоговой декларации. Кроме того, аналогичную информацию они могут запросить и у государственных и муниципальных органов, предприятий и юридических лиц разных форм собственности.
Наконец, самое революционное новшество: теперь заявления о коррупционных действиях могут не иметь автора. Всем правоохранительным и налоговым органам Украины будет вменено в обязанность рассматривать даже анонимные сообщения о коррупционных нарушениях.
В России внедряются достаточно серьезные меры по борьбе с коррупцией. С недавних пор чиновников обязывали отчитываться не только о доходах, но и расходах. Применяются меры по борьбе с так называемым конфликтом интересов, когда чиновник случайно может перепутать свой карман с государственным. Допустим, если после увольнения начальник хочет устроиться на работу в той отрасли, за которой надзирал по роду службы, ему надо спросить специальное разрешение. На практике это правило реально работает. По крайней мере, корреспонденту "РГ" не раз рассказывали истории, когда бывшим чиновникам приходилось увольняться с насиженных - как раньше говорили - в народном хозяйстве мест, потому что они не согласовали свое трудоустройство. А фирмы, где пытались начать новую трудовую карьеру экс-чиновники, когда-то входили в их зону ответственности. Ведь, скажем, если бывший начальник налоговой инспекции устраивается замом директора на некогда подотчетный завод, у которого никогда не возникало проблем с налогами, это ведь иногда выглядит подозрительно, разве нет? Ограничены чиновники и в получении подарков. Дорогие презенты принимать на свой адрес нельзя. Если дают так, что не отказаться, тогда надо сдать ценный "приз" в свое ведомство, какой-нибудь "музей поля чудес" при родном министерстве. Ведь ясно, что нередко дорогие подарки вручают не человеку, а его должности. Так ничего личного - просто служба. Во многих ведомствах чиновников поощряют за сообщения о подкупающих предложениях. Пытается кто-то сунуть начальнику конверт, надо не соглашаться, а сообщить куда следует. Тогда - начальнику премия (или просто благодарность), а взяткодателю - приговор. По статистике, кстати, взяткодателей каждый год осуждают чуть больше, чем самих взяточников. Отдельный разговор - новая система наказания взяточников. Для них установлены гигантские штрафы, которые оказались многим коррупционерам не по карману. Сама мера вполне разумна, к тому же у суда есть выбор: сажать или штрафовать по-крупному. Но конечно, в борьбе с коррупцией многое зависит не только от законов, но и от самой практики.
В Польше антикоррупционной деятельностью занимается Высшая контрольная палата. Она выявляет такие преступления не только в государственных структурах, но и в сфере строительства, здравоохранения, в налоговой отрасли. Польский уголовный кодекс предусмаривает наказание от 6 месяцев до 8 лет лишения свободы за взятку или вымогательство взятки должностным лицом. Если совершенное правонарушение имело незначительные последствия, речь может идти о штрафе, условном заключении или заключении на срок до двух лет. Но если оно было сопряжено с нарушением закона, наказание будет более суровым - от одного до десяти лет тюрьмы. А если чиновник получал взятку за то, что и так входит в его служебные обязанности, это грозит ему сроком от двух до 12 лет. Это касается и тех , кто дает или предлагает взятку.
В Китае вопрос с коррупцией решают жестче: за взятку на сумму более миллиона долларов коррупционера приговаривают к смертной казни. Для расследования таких правонарушений в китайской прокуратуре было создано Управление по борьбе с коррупцией. По данным СМИ, с 2000 года за взяточничество в особо крупных размерах были расстреляны около 10 тысяч чиновников, а более 120 тысяч - приговорены к тюремному заключению сроком от 10 до 20 лет. Уголовный кодекс страны предусматривает наказание вплоть до пожизненного заключения для чиновников, чьи незаконные доходы составляют более 100 тысяч юаней.
Индия с ее более чем миллиардным населением, большая часть которого живет за чертой бедности, благодатная почва для разного рода мошенников. Чтобы как-то пробиться на верх социальной лестницы и улучшить свое благосостояние, индийцы идут на разного рода ухищрения. Будь то водители моторикш, предпочитающие откупиться мелкой взяткой от местных полицейских, или крупные бизнесмены, готовые потратить кругленькую сумму ради выгодного контракта. Индийский закон гласит, что получение взятки обойдется одним годом тюрьмы и штрафом, размер которого определит судья. Но если взятка имела форму угощения или другой услуги, тогда суд может назначить наказание в виде штрафа. Если преступник нанес более серьезный ущерб государству, тогда его срок также увеличится. Так, например, на днях местный суд признал виновным в мошенничестве с продовольствием известного депутата Лалу Прасада. Раньше он занимал пост госминистра штата Бихар и присвоил себе несколько миллиардов рупий бюджетных средств. Теперь ему грозит от 4 до 7 лет заключения, лишение депутатского мандата и шестилетний запрет на избрание в органы власти.
Подготовили Артем Санжиев (Дели), Игорь Окунев