Три - в номинации "Проект года" (40 000 евро) и три - в номинации "Молодой художник. Проект года" (10 000 евро). На премию за "Проект года" в финале будут претендовать Аня Желудь, Ирина Нахова, группа Recycle. Среди молодых художников - в шорт-лист попали работы Евгения Гранильщикова, Надежды Гришиной, Тимофея Парщикова.
Те, кто ожидал, что сюжет финальной интриги обострится благодаря участию в шорт-листе проекта "Помятай про газ!" Владислава Мамышева-Монро, будут разочарованы. Это не единственный проект 2011 года, который оказался в списке номинантов, но единственный, автор которого ушел из жизни в этом году.
В результате пародийно-гротескная, как водится у Мамышева-Монро, игра с "большим" стилем (в данном случае - официальных протокольных фотографий) приобрела отчетливый трагический оттенок. Как бы то ни было, произведения Мамышева-Монро (который, кстати, в 2007 году уже получал премию Кандинского в номинации "Медиа-арт. Проект года") можно увидеть на выставке.
Что касается других претендентов на премию за "Проект года", то мне жаль, что жюри не заметило перформанс Лизы Морозовой "Исподнее" (он был на выставке "Путь-дорога" в photohub_ Manometr в декабре 2012) и инсталляцию Ирины Кориной "Вооруженные мечтой". Корина, чья инсталляция была показана в "Манеже" этой весной, - одна из самых интересно работающих сегодня художниц. Выйдя из "цеха" театральных художников, она использует вроде бы привычную технику декораторов, которые из тряпочек, фанеры, крашенных досок и блесток создают волшебный мир сценической иллюзии. Но Корина, вместо театральной мишуры, берет знакомые всем железяки-трансформеры и разноцветные полотнища торговых палаток, привычные металлические ограждения и наскоро насыпанную на пол землю (словно, отсылая к рефрену "здесь будет город-сад"). Сборно-разборная реальность обнаруживает сходство с цирком-шапито, ярмаркой и площадным действом. Но фейк, подделка, демонстрируют отнюдь не всесилие искусства, а зыбкость и неустойчивость реальности, мечтающей о монументальности, вечности и сакральном знании.
Проект Лизы Морозовой выглядит прямо противоположным. Что, в общем-то, понятно: перформанс - антипод театра. Вместо отсутствующего (или невидимого) героя - автор собственный персоной, всходящий на подиум-эшафот, усыпанный осколками битого стекла. Вместо фейка - записи подлинных дневников, которые автор ведет с 1983 года. Вместо праздничной иллюзии - реальность травм и боли. Вместо площадного пространства - речь от первого лица.
Любопытно, что тема "пути-дороги" художника, работа с документацией прошлого, его болью и травмами оказываются в центре проектов Ани Желудь и Ирины Наховой, которые вошли в шорт-лист "Проекта года". Обе работают с фотографиями. Но Ирину Нахову интересует тема памяти о прошлом и ее "стертых" следов. Старые фотографии с кусками красного парашютного шелка вместо лиц соседствуют со слайд-проекцией кадров, на которые накладываются черные полоски и квадраты. Стертый след как пауза, как цезура в стихе оказываются значимой частью мультимедийного палимпсеста. Семейный архив тут используется как образ травм, вытесненных из коллективной памяти.
Напротив, фотографии Ани Желудь - документация сегодняшних травм. При этом фотография становится свидельством беззащитности тела. Контрастом выступают геометрические структур, сваренные из металла, напоминающие остов игрушек-трансформеров. Жесткость абстрактных структур (в том числе - художественного языка) и конкретность телесных образов, фрагментированных, шокирующих, подчеркивают прямоту и ...неполноту высказывания. Причем чем прямее высказывание, тем более неполным оказывается оно. Рассказ о невозможности "выкричать" боль оборачивается очень точной фиксацией "лакун", перед которыми оказывается художник с его опытом "невыразимого".
Проект группы Recycle "Скрижаль завета" (еще один участник шорт-листа на "Проект года"), создавшей памятник Facebook'у из полиуретановой резины, вроде бы иронизирует над мечтами о вечной жизни в он-лайне. Но нельзя не заметить, что одновременно и тонко льстит нашим надеждам на вечное существование в "облаках" и серверах где-нибудь на хладных берегах Исландии.
Кто в итоге окажется обладателем премии Кандинского 2013 года, мы узнаем 12 декабря. А пока (по крайней мере до 10 ноября) есть время заглянуть в "Ударник", чтобы посмотреть тот срез современного искусства, в котором, как считает создатель экспозиции Антонио Джеуза, "лучше всего отражается мир, в котором мы живем".
Всего 372 заявки были поданы на Премию Кандинского в 2013 году.
20 работ из 157 заявок были выбраны в номинации "Проект года".
17 работ из 215 заявок вошли в номинацию "Молодой художник. Проект года".