Крупнейший в мире самосвал БелАЗ отправился в Кузбасс
И заводчане, и горожане отметили эти торжественные даты весело и содержательно. Была и ярмарка, и народные гулянья. Но главное событие произошло все-таки на испытательном полигоне БелАЗа. Туда впервые выкатили только что собранный самый большой в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн.
Такого гиганта о восьми колесах и двух двигателях мировое машиностроение еще не знало. Его общий вес с грузом может достигать 810 тонн! При этом грузовик сможет развивать скорость до 64 километров в час - этого было бы достаточно, чтобы, к примеру, устойчиво двигаться в городском транспортном потоке. По плечу гиганту и крутые спуски и подъемы. Он сможет работать как при морозах в 50 градусов, так и при 50-градусной жаре. Это открывает ему дорогу в добывающие карьеры любой точки планеты. Но первый экземпляр по традиции отправится в Кузнецкий угольный бассейн России.
Появление сверхмощного самосвала не случайно. Добывающая промышленность мира все глубже вгрызается в недра, для этого требуется все более производительный транспорт. Заместитель генерального директора БелАЗа Станислав Якубович на празднествах пояснил: выпуск техники высокой и сверхвысокой грузоподъемности за последние годы удвоился. И в ближайшие два года еще более возрастет. До тысячи, с учетом запасных частей, машин в год.
Чтобы реализовать эту масштабную задачу, уже полтора года на БелАЗе выполняется программа развития предприятия. Построены новые просторные цеха общей площадью под 30 тысяч квадратных метров - с огромными воротами, подъемными кранами, сверхпрочными полами. Но главное - с новейшим оборудованием. Именно в эту составляющую вкладывается основная часть 440-миллионных инвестиций. Цель - обеспечить высокую гибкость производства, минимальное влияние на качество субъективного фактора, повышение качества и производительности. Все это по плечу в основном многооперационным станкам с программным управлением, на которые приходится наибольшая доля затрат. Всего в новых и уже действующих цехах запланировано установить более 700 новых станков и технологических установок, многие из которых, к слову, создаются сообща с учеными. И тоже на мировом уровне. В замыслах, например, внедрить изготовление колес из одной цельной установки вместо трех, как сейчас. А диаметр изделия нешуточный - полтора метра! Такого мировая практика также еще не знает.
Растут белазовские машины, прибавляет в весе и само предприятие. Сегодня это масштабный холдинг, предприятия которого разбросаны по всей Беларуси. Сборочные филиалы есть и в России, Казахстане. И там тоже идет масштабное обновление технологий и оборудования. В том числе используется для этого российский капитал. Недавно Минск посетил глава российского Сбербанка Герман Греф. Он подтвердил намерение выдать БелАЗу и Мозырскому нефтеперерабатывающему заводу кредитные ресурсы на 800 миллионов долларов. Можно не сомневаться, это выгодное вложение средств.
Хотя бы потому, что белорусские тяжеловозы растут не только в размерах, но и в качестве. Их ресурс возрос с 400 тысяч километров до 800 тысяч и миллиона километров. Ни у одного из конкурентов нет такой широкой гаммы машин по грузоподъемности, заверил первый заместитель генерального директора Олег Степук. Недавно на БелАЗе появились самосвалы промежуточной грузоподъемности 55, 154-160, 180 тонн. Они востребованы не только в СНГ, но и на других рынках. На смену 240-тоннику приходит 280-тонник, на смену 320-тонной машине пришла 360-тонная.
А в каком направлении будет расти белорусское карьерное производство завтра? Появится ли, к примеру, самосвал грузоподъемностью 1000 тонн? Создатели больших машин из Жодино мыслят не столь прямолинейно. Сейчас они работают над тем, чтобы изготовить умную машину, способную работать в карьере без участия человека. И первый такой экспериментальный 130-тонник уже проходит испытания.
Кстати
За свою историю БелАЗ изготовил 136 тысяч машин свыше 500 моделей и модификаций грузоподъемностью от 30 до 450 тонн, они представлены в 72 странах. На БелАЗ приходится каждый третий карьерный самосвал в мире. Россия остается главным потребителем белорусской карьерной техники.