Как вас занесло в Петербург?
Кент Нагано: График выступлений составляется на несколько лет вперед, поэтому, если честно, не совсем помню, как в моих планах возник Петербург. В России впервые я побывал в Москве много лет назад, благодаря дружбе с Михаилом Плетневым, который попросил меня поработать с его оркестром еще на самом раннем этапе его возникновения. Многие говорили мне, что Москва великий город, но Россия намного больше, что в этой стране много всего интересного и я обязан поехать в Санкт-Петербург, один из красивейших городов мира.
Для своего дебюта в Петербургской филармонии вы приготовили интригующую программу из одного сочинения.
Кент Нагано: Я предложил оркестру Петербургской филармонии две или три программы, вместе с Брукнером предлагал исполнить еще и Моцарта, но оркестранты решили не гнаться за количеством и эффектностью, а сосредоточиться на качестве ради глубины погружения в материал. Такое решение показалось мне очень мудрым. Брукнеровский репертуар очень важен для меня лично.
Вы считаете, что за несколько репетиций можно добиться художественного результата?
Кент Нагано: Все зависит от способностей и традиций оркестра. У оркестра Петербургской филармонии великие традиции, о чем я мог судить по записям на виниловых дисках, демонстрировавшим его особую исполнительскую манеру, его звук. Сегодня, когда мне представилась возможность встать за пульт этого оркестра, я с первой же репетиции понял, что традиция здесь прочна.
Вы известны тем, что активно продвигали русские оперы. Откуда интерес к русской музыке?
Кент Нагано: В мире нет ни одного симфонического оркестра, в репертуаре которого не было бы сочинений русских композиторов, если, конечно, этот оркестр хочет считать себя оркестром высокого класса. Сегодня западные дирижеры обязаны исполнять Мусоргского, Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова. Что касается меня как оперного дирижера, то я очень избирателен в выборе произведений, которых в моем багаже немного, но все они очень важные в мировом контексте. Это "Леди Макбет Мценского уезда" и "Нос" Шостаковича, "Евгений Онегин" Чайковского, "Руслан и Людмила" Глинки, "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Хованщина" и "Борис Годунов" Мусоргского.
Впереди вас ждет пост в Гамбургском оперном театре. Вы случайно не знаете, завершится там когда-нибудь строительство грандиозной филармонии на Эльбе?
Кент Нагано: Я в предвкушении работы в Гамбурге, городе с особыми традициями, где никогда не было ни королей, ни кайзеров, где оперный театр был построен на общественных началах. Что до новой филармонии, то я уверен, что строительство завершится. Появилась даже шутка: если вы приглашаете Нагано, у вас появится новый зал. Так было в Сан-Франциско, где я, еще студент, получил первый ангажемент и где построили Симфонический зал Дэвиса, когда я начал работать в Лионской опере, там воздвигли новый оперный театр, в Манчестере, где я сотрудничал с оркестром Халле, был создан зал Бриджуотер, ну и в Лос-Анджелесе, когда я туда приехал, возник знаменитый Уолт Дисней холл. Сейчас я в Монреале, и там тоже построили новый концертный зал с превосходной акустикой.
Хотели бы вы снова выступить в России?
Кент Нагано: Россия - очень привлекательная страна, с которой у меня давние связи, благодаря увлечению литературой и поэзией. Русская публика кажется мне невероятной - она настолько умная, приходит в концертный зал, вооружившись знаниями, поэтому выступление в России для меня очень много значит, я здесь вдохновляюсь.
Кент Нагано - знаменитый американский дирижер с японскими корнями. Был музыкальным руководителем Лионской оперы. С 1992-го по 1999-й - главный дирижер оркестра Халле в Манчестере. С 2000-го по 2006-й - главный дирижер Немецкого симфонического оркестра Берлина. С 2003-го по 2006-й - первый музыкальный руководитель Оперы Лос-Анджелеса. В 2006-м назначен музыкальным руководителем Симфонического оркестра Монреаля, а также Баварской оперы. В сезоне 2015-2016 годов займет пост главного музыкального руководителя и главного дирижера в Гамбургской опере.