Юрий Антонов: Взяв пример с западной системы, мы ставим крест на будущем

Юрий Антонов, народный артист России:

Пожалуй, я скромно умолчу о творческих достижениях Шахназарова - человека, несомненно, талантливого и, безусловно, переживающего за нашу страну всем сердцем. Карен Георгиевич, как всегда, показал себя на высоте, предложив на известном заседании, о котором пишет "РГ" на 13-й полосе, намного серьезнее относиться к изучению литературы в нашей стране. Я полностью его поддерживаю по многим пунктам. Основная причина заключается в отсутствии патриотического воспитания молодежи. Оно почти сошло на нет, после известных событий, произошедших в 90-е. Выросло целое поколение, не имеющее ни малейшего представления о понятии Родина. Каждый знает, чем отличается по вкусу гамбургер из одной забегаловки от бутерброда из другой. Это не печально, когда люди имеют при этом идеалы. Грустно, что такие знания превратились в ценности. Кто во что одет, кто на чем ездит - вот интересы нынешней молодежи. А вот читая романы Пушкина, Толстого, Гоголя и многих других величайших граждан Российской Федерации, у нашей молодежи появятся достойные примеры для подражания. Вместе с примерами придет желание развиваться и не только ради себя. Поэтому надо делать серьезный упор на литературу в российских учебных заведениях.

В мое время условия сдачи экзаменов по литературе были намного строже. Во-первых, советский старшеклассник действительно мог не сдать экзамены. В то время как современные учителя и завучи беспокоятся больше о репутации своей школы, не допуская даже возможности поставить двойку за сочинение или изложение. Но в советский период, вместе с реальными двойками были и настоящие пятерки. Люди, получившие такое образование и прошедшие горнила экзаменационной комиссии, потом шли строить ракетные комплексы. Во-вторых, мы писали длинные сочинения в несколько листов. Сейчас, насколько я знаю, выпускное сочинение ЕГЭ составляет всего 200 слов. Это же ужас! Невозможно основательно поразмышлять на темы произведения, к примеру, "Капитанской дочки", используя всего один тетрадный листик. Мне больно представить, куда загоняют мышление наших детей, ставя их в тестовые рамки. В-третьих, канувшая в Лету, старая добрая школьная программа, несмотря на существование идеологии, опиралась на классику. Именно после ее прочтения и обсуждения мы могли по достоинству оценить современников. В сегодняшней школе кого только не изучают.

Взяв пример с западной системы, мы ставим крест на собственном будущем. Тесты не развивают письменную речь, а вместе с тем молодежь перестает нормально разговаривать. Даже для будущих врачей и инженеров стало невозможным просто и доступно излагать свои мысли. Мне грустно, что не все понимают, чем это нам грозит.