Эксперты выяснили, как развить исследовательскую деятельность в вузах

Сегодня, когда подводятся итоги ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы", похоже, есть ответы на вопросы, как реализовать крупные проекты коммерциализации технологий и как развить исследовательскую деятельность в высших учебных заведениях и научных организациях.

Можно долго рассуждать о преимуществах и недостатках программы, анализировать механизм поддержки инноваций и науки государством в целом, но главным, пожалуй, остаются конкретные примеры: многолетние разработки ученых не ограничились выпуском демонстрационного образца, а стали реальными станками, приборами...

Так, Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов (ФГБНУ ТИСНУМ) выиграл организованный минобрнауки конкурс, на разработку автоматизированного измерительного комплекса для технологического контроля механических свойств наноструктурированных покрытий. В результате было произведено и запущено в серию оборудование, которое не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.

"Научная база, необходимая для разработки такого прибора, нарабатывалась более 15 лет, но появился он только сейчас, с подачи минобрнауки, - рассказывает заведующий отделом ТИСНУМ Алексей Усеинов. - Наш прибор покупают не только отечественные предприятия. В самое ближайшее время будет заключен контракт с компанией из США. Выход на международный рынок является особенно важным, если учесть тот факт, что потенциальный покупатель проводит мониторинг аналогичного оборудования по всему миру, и если он остановился именно на российском производителе, значит, мы по-настоящему лучшие".

Однако завоевать доверие покупателя из-за рубежа отечественным производителям непросто. Основной барьер - предвзятое, а порой и негативное отношение ко всему российскому.

"Как правило, планируя приобрести сложное технологичное оборудование, покупатель изучает, чем пользуются его конкуренты или партнеры, - поясняет Алексей Усеинов. - И если получает положительные отзывы о том или ином оборудовании, то он хочет приобрести такое же. А такое же оборудование, "как у соседа" - в основном западное. Нам стоит огромных усилий убедить зарубежных покупателей в том, что мы не только не хуже, чем другие производители, но и лучше".

Поддержка национальных лабораторий - первые положительные шаги, которые воодушевляют

Многие эксперты также подтверждают, проблемы маркетинга зачастую являются препятствием на пути к международному рынку. Причина - недооценка роли грамотного пиара для новинки. На Западе производители давно и активно используют маркетинговые инструменты. Для наших разработчиков это все еще непривычно.

"После того как мы создали свой прибор, мы наняли отдельную компанию, которая теперь занимается продвижением нашего оборудования как на российском, так и на международном рынке, - объясняет директор ТИСНУМ Владимир Бланк. - Это естественная практика, без которой попросту невозможно обойтись, и я надеюсь, что вскоре это начнут понимать все отечественные производители".

Еще один реальный пример: Национальный исследовательский технологический институт "МИСиС" разработал новую технологию изготовления лопаток турбины и компрессора для перспективных газотурбинных двигателей.

"То, что нам удалось сделать, можно назвать настоящим прорывом, - уверен руководитель проекта, заведующий кафедрой технологий литейных процессов Владимир Белов. - К этой теме ученые подступались еще 30 лет назад, но получить результаты удалось только сейчас, в рамках реализации федерально-целевых программ минобрнауки. Правительством РФ была поставлена задача по созданию самолетов пятого поколения. Это стало своеобразным толчком к развитию той технологии, которую мы и сделали".

Теперь лопатка турбины изготавливается не из сплава никеля, как это делали раньше и в нашей стране, и за рубежом, а из сплава титана. Изделие получается почти в три раза легче, а также в несколько раз прочнее. По оценке экспертов, эти свойства - возможность для создания авиадвигателей нового поколения, без которых невозможно создание сверхновых самолетов. Помимо прочего, положительный эффект от этой разработки смогут почувствовать не только в авиационной отрасли. Дело в том, что раньше не существовало технологий по плавлению титана, что делало этот удивительный по своим свойствам материал недоступным для промышленности. Теперь же барьер преодолен.

"Производства по плавлению титана существуют в некоторых западных странах, но поскольку технология крайне сложна, то, соответственно, и засекречена, - поясняет Владимир Белов. - По этой тематике не может быть международной кооперации. Наши ученые смогли разработать технологию с нуля, опираясь лишь на свои знания".

"Сейчас многие говорят о том, что надо делать ставку на западные технологии, но я с этим не согласен, - считает Владимир Бланк. - Серьезные технологии не продаст ни одно государство. Все-таки правильнее поддерживать и развивать национальные лаборатории. И первые положительные шаги, которые мы видим от подобной поддержки сегодня, надо признаться, воодушевляют"