МЧС уже создало целый центр беспилотной авиации, который расширяется за счет региональных филиалов. Это электронные глаза спасателей, которые становятся все зорче. Новый беспилотник "Бласкор" покажет оператору картинку сверху. Его достоинство, что он наш, отечественный. Кроме того, по своим характеристикам и цене он выгодно отличается от зарубежных аналогов. Патрулировать территорию он может на высоте до 300 метров. У него есть не только видеокамера, но и тепловизор, что особенно важно при обнаружении скрытых очагов начинающегося или еще не дотушенного пожара.
Причем это уже, так сказать, "взрослое" поколение беспилотной авиации. Он вырос из "детских пеленок", когда за аппаратом надо было ходить по пятам. "Бласкор" все сделает сам. Сам взлетит, сам осмотрит территорию, сам передаст в режиме онлайн интересную с его точки зрения информацию и сам приземлится. А заинтересовать его смогут лесные пожары, ледовые торосы, терпящие бедствие рыбаки на льдинах.
А вот вид на беду снизу представит подводный робот. Он уникален и не имеет аналогов в мире. Многоцелевой гибридный аппарат, так он называется, плавает, переворачивается, ползает, стыкуется и все это на гусеничном ходу. Причем ездить подводный вездеход может как по дну, так и по корпусу судна в совершенно разных плоскостях.
Если роботы-саперы с пушкой и рукой-манипулятором стали уже привычным зрелищем, то аналогичную технику под водой еще нигде не показывали в действии. Когда что-то подозрительное обнаруживали на дне или внутри погибшего корабля, обычно посылали водолазов. Теперь у МЧС появился робот-помощник. У подводного трактора есть движки, с помощью которых он может на стометровой глубине подплыть к корпусу, очистить его и ультразвуком проверить целостность борта. А оператор, управляющий аппаратом, все увидит перед собой в цвете на экране монитора.
Помимо этих гаджетов, специалисты ВНИИПО МЧС разработали и умную мониторинговую систему, которая значительно облегчит жизнь пожарным. Инженерная мысль идет по пути создания кластерных комплексных систем. То есть надо видеть как сам пожар, так и отдельных пожарных на нем. Например, в отдаленной деревне загорелся дом. Оператор пожарной части, находящейся в райцентре, при этом на своем пульте должен сразу видеть, не только в какой деревне загорелось, но и что именно горит. А умная техника еще и должна мгновенно показать кратчайший путь пожарным экипажам.
На месте пожара эта же техника должна показать, как по горящему объекту перемещаются пожарные, сколько у каждого из них осталось кислорода в баллонах. При необходимости техника должна подать своевременный сигнал пожарному на выход из задымленного здания. Все это выполняется с помощью спецбраслета, который крепится на форме спасателя.
То есть концепция МЧС проста - рассмотреть трагедию на любом расстоянии, где бы она не произошла, с максимальным приближением и во всех деталях, сверху, снизу, даже чуть ли не изнутри. Второе направление, по которому движется конструкторская мысль, - облегчить жизнь спасателю на месте ЧС, оснастив его самыми совершенными инструментами и формой.
Кстати, о форме. Вскоре новое обмундирование могут получить и добровольные пожарные. Министр не раз говорил, что форма должны быть легкой, недорогой и надежной. Разработчики прислушались и создали "дышащий" материал, который не горит, не плавится от высоких температур. При этом форма отличается от формы штатных пожарных. Она облегченная. Еще среди новинок - пластиковые роботы-пациенты. Они позволяют опробовать новейшие методы медицины катастроф.