Если в Европе и США, социальная сфера - успешный бизнес, то в России доля негосударственного сектора здесь - около одного процента. К этому привели в первую очередь устаревшие нормы регулирования, решили участники конференции "Социальная сфера и рынок". Гендиректор АСИ Андрей Никитин обозначил основные "болевые точки": практически исчез загородный детский отдых, далеки от комфорта дома престарелых, а проблему с очередями в детсады приходится разбирать на уровне президента РФ. Негосударственный сектор, по его мнению, способен решить эти и другие проблемы более эффективно, чем государство.
Когда Владимир Путин инициировал создание АСИ, то настаивал на том, что приоритетом его работы должны стать люди, напомнил Никитин. Именно поэтому агентство и задумало революцию в сфере услуг населению. При помощи экспертов был подготовлен проект "дорожной карты" "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере". До конца года работа над документом, как предполагает Никитин, будет закончена, а ее результаты - представлены президенту, который возглавляет наблюдательный совет АСИ. В минфине заранее обещали поддержку, ведь в ведомстве заинтересованы в конкуренции на этом рынке. Как объяснила первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко, зарплата бюджетников за последние годы выросла в два раза, а качество услуг в данной сфере ухудшилось.
Составители документа прекрасно осведомлены о проблемах федерального бюджета, поэтому сосредоточились на мерах, не требующих дополнительного финансирования, рассказал глава экспертной рабочей группы "дорожной карты", первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон. "Например, мы предложили найти более разумные подходы к предоставлению помещений для поставщиков социальных услуг, - говорит экономист. - А также предложили наладить информационную поддержку, чтобы поставщики и заказчики быстрее находили друг друга".
Для начала предстоит создать стандарты оказания услуг и определиться, какие из них органы исполнительной власти смогут заказывать на конкурсной основе. Государство также сможет привлекать для их оказания волонтеров и некоммерческие организации (НКО). Эксперты предлагают учесть мировую практику и контракты с отложенным платежом. При этой схеме государство компенсирует затраты поставщику услуг только в том случае, если он достиг установленных в контракте целей. В проекте документа предлагается также рассмотреть методы имущественной и налоговой поддержки. Например, НКО следует приравнять к малому бизнесу с точки зрения мер господдержки.
АСИ планирует отталкиваться от успешного опыта регионов, которые уже попробовали допустить в соцсферу негосударственный сектор. Например, в Пермском крае таким путем удалось снизить первоначальную цену контракта на 30%. Речь идет о надомном обслуживании населения, консультационных услугах и т.п., рассказала на конференции зампред правительства края Надежда Кочурова. Схема, по которой действовали в регионе, оказалась близкой к описанной в "дорожной карте". "Мы разработали стандарты, рассчитали стоимость услуг, выставили их на конкурс, - рассказала Кочурова. - Желающих среди НКО и частников оказалось много". В Ульяновской области наибольших успехов удалось добиться в сфере здравоохранения. По похожей схеме организовали частные диализные центры взамен устаревших государственных. "Продолжительность жизни больных увеличилась на 30%", - заметил министр стратегического развития области Александр Смекалкин.