В 2013 году российский фармрынок может вырасти на 13% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и достичь 1,04 трлн рублей, - с этой оптимистической ноты начал свое выступление генеральный директор маркетинговой компании DSM Group Сергей Шуляк. - В 2014 году он может вырасти еще на 12%, и хотя темпы прироста в последующие годы будут несколько сокращаться, к 2017 году, согласно прогнозам, рынок вырастет до 1,552 трлн рублей, то есть в полтора раза. При этом сегмент ОТС-препаратов (отпускаемых без рецепта. - Ред.) будет расти быстрее, чем рынок рецептурных. Однако разница между москвичами и жителями других регионов все еще очень значительна, отметил С. Шуляк.
Подробнее о региональных особенностях потребления лекарственных средств рассказала руководитель отдела синдикативных исследований фармацевтического и медицинского рынков компании GfK Rus Евгения Эйрамджанц. Значит, бизнес-стратегии компаний также должны учитывать все эти особенности.
С обзором ключевых тем года выступила глава представительства в России компании "Ипсен Фарма" Марина Велданова. Она проанализировала, как влияют на бизнес новые стратегические документы, принятые в стране, новые законодательные акты, а также практика работы регуляторов рынка. Так, к числу важнейших новелл на рынке она отнесла введение жестких правил взаимодействия фарминдустрии с медицинскими и фармацевтическими работниками, развитие фармацевтических кластеров, предстоящее внесение поправок в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств". А также предстоящую оптимизицию бюджета здравоохранения, переход фармпроизводства на стандарты GMP с 1 января 2014 года и возникшую недавно дискуссию о необходимости отложить этот переход еще на год.
- В этих быстро меняющихся условиях необходимо искать инновационные модели развития бизнеса, - подчеркнула Марина Велданова. И большинство присутствующих аплодисментами поддержали этот призыв. Некоторые из таких инновационных подходов изложил в своем выступлении глава российского представительства компании Pfizer Данил Блинов.
- Мы в России больше, чем просто фармацевтическая компания, и больше, чем просто бизнес, - сказал он. - И понимаем, что наиболее перспективные направления развития здесь - взаимодействие с российскими компаниями, развитие продуктового портфеля, вложения в R&D, участие в подготовке медицинских и фармацевтических кадров. Фармрынок в России продолжает расти и остается привлекательным для международной Большой Фармы.
С последним утверждением согласился и генеральный директор компании "Сотекс" Виталий Смердов, рассказавший в своем выступлении об опыте сотрудничества с иностранными компаниями. Он подчеркнул, что для развития внутреннего российского фармрынка необходимо ориентироваться на широкий международный рынок.
Однако, заметил г-н Смердов, российской фарминдустрии требуется поддержка государства, чтобы развиваться более быстрыми темпами. Такой мерой могло бы стать введение дифференцированной шкалы преференций для отечественного производителя, в зависимости от глубины переработки продукта - от 15% для упаковки лекарств до 40% для производителей субстанций. Переход на GMP - это базис для всех проектов в фарминдустрии, отметил он, однако до сих пор не создана система инспектората и сбалансированная нормативная база, а на половине предприятий процесс перехода на новые стандарты производства даже не начинался.
Начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев заявил, что ФАС выступает против переноса срока перехода на стандарты GMP. Он также сообщил, что ФАС готовит новый пакет замечаний к последнему варианту законопроекта поправок к 61-ФЗ, подготовленному минздравом, и привел известную аргументацию против позиций министерства. В частности, выразил несогласие с предложенными поправками по взаимозаменяемости биопрепаратов, по отдельным терминам, по системе ценообразования на лекарственные средства.
- Иногда цены в разных странах на одни и те же препараты отличаются сильно и необъяснимо, - сказал он. - А регуляторам неоткуда получить данные о ценах с соседнего рынка. Поэтому сейчас создается единая электронная площадка для обнародования оптовых и розничных цен на лекарства во всех странах, которые будут верифицировать антимонопольные органы. Правительства и аналитические компании смогут пользоваться этими данными, что позволит исключить различные нарушения на фармрынке.
О новых проблемах, которые могут возникнуть в связи с вступлением в действие Федерального закона "О контрактной системе..." рассказала старший юрист коммерческой практики юридической компании Vegas Lex Юлия Тормагова. Закон имеет рамочный характер, он требует создания системы планирования, обоснования и контроля за эффективностью закупок, в том числе и лекарств. Однако более 35 подзаконных актов, которые должны регулировать практику, пока не приняты. Необходимо помнить, что закон дает дополнительные обоснования для отстранения участников от процесса закупок.
Участники конференции также проанализировали особенности региональных рынков и практику взаимодействия фармацевтических компаний в государственными органами и властями регионов.
В панельных дискуссиях, специальных сессиях и мастер-классах приняли участие ведущие эксперты отрасли, руководители всех крупных фармацевтических компаний. Осенняя сессия лидеров фармрынка, как всегда, наметила новые ориентиры и позволила сверить курсы развития на следующий период.