Сложившаяся система государственного управления в условиях все усложняющихся и постоянно нарастающих процессов глобализации мировой экономики требует новых подходов к планированию. Так, все настойчивее звучит идея выстраивания политики, нацеленной на улучшение экологии современных урбанистических пространств отдельных территорий, мегаполисов и агломераций.
Городская среда крайне сложный объект для регулирования. Это продукт роста экономики и социального развития города, зависящих от особенностей географического и геополитического местоположения градостроительного образования.
В свое время Градостроительный кодекс исключил из правовой системы такие важные понятия, как градостроительная политика, градостроительный прогноз. С принятием этого документа исчезли основы для принятия научно обоснованных решений по результатам комплексной оценки экологической и градостроительной ситуации, анализа социальных, экономических, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических условий и выявления тенденций развития территории с использованием метода научно обоснованного предвидения. Осталась в прошлом деятельность, нацеленная на достижение градостроительного эффекта с учетом рационального природопользования, ресурсосбережения и сохранения историко-культурного наследия.
Сегодня сотни городов и поселков городского типа, в том числе "атомные" и "военные" городки, сформированные исключительно как промышленные и "привязанные" к эксплуатирующим природные ресурсы предприятиям, испытывают сложности при вхождении в современную рыночную среду.
Планирование комплексного экономического и социального развития города сможет решить задачи согласованного развития градообразующих предприятий и организаций, а значит, учитывать объемы структуры ввоза и вывоза продукции, координировать развитие пассажирского транспорта, жилищного и коммунального хозяйства, обеспечивать условия для рационального размещения предприятий промышленной сферы и сферы обслуживания. В том числе снабжение водой, топливом, электроэнергией, с учетом охраны природной среды, а также решением других общегородских проблем.
Для бизнес-сообщества этот закон гарантирует принятие тех государственных документов стратегического планирования, которые будут своеобразной основой долгосрочного планирования работы каждой конкретной компании или предприятия, а также обеспечения гарантированных, надежных инвестиций в тот или иной проект, интересующий бизнес.
Ведь у компании всегда будет возможность, изучив схему территориального планирования того или иного муниципального образования, города, района, соотнести ее с планами стратегического планирования конкретной территории, а значит, понять, какое направление промышленного производства или сырья будет востребованным в соответствии с планом социально-экономического развития региона. Бизнесу станет ясно, в какую сферу производства стоит вкладывать инвестиции, а что лучше и не начинать, так как этот вид деятельности не соотносится с планами развития города или региона.
Долгое время из-за отсутствия федерального закона о стратегическом планировании, общих нормативно-правовых и методических документов в каждом регионе и городе пытаются принимать градостроительные планы по своему разумению, без привязки к общей концепции.
Только в 2011 году Градостроительный кодекс был дополнен очень важными статьями по территориальному планированию. Более того, законом было предписано уполномоченному органу федеральной исполнительной власти (сегодня это Минрегион России) создать Федеральную информационную систему территориального планирования. Внедрение этой системы показало ту разобщенность и отсутствие методологических основ для разработки и утверждения важнейших плановых документов и отсутствие координации и контроля со стороны вышестоящих органов государственной власти.
Это привело к тому, что были перенесены на начало 2014 года сроки утверждения генпланов и правил землепользования и застройки, важнейших документов для принятия градостроительных решений и осуществления грамотной и взвешенной инвестиционной политики. Благодаря новому закону разработка стратегий развития, включающих в себя схемы расселения и размещения производительных сил, станет обязательным документом для регионов и муниципальных образований.
Следующее за стратегическим целевое программирование должно представлять собой систему государственных программ РФ, субъектов и муниципальных образований. Эти программы должны быть увязаны по целям, срокам и ресурсам, включая объемы и источники финансирования.
Фактически после принятия этого законопроекта начнет действовать новый Госплан, который потребует принятия подзаконных актов и формирования полноценной структуры государственной системы долгосрочного планирования и конт-роля за выполнением принимаемых решений.