Эксперимент по внедрению ЕГЭ начался в 2001 году, напомнила зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Любовь Глебова. А с 2008 года все выпускники школ стали сдавать экзамены по-новому. В первые два года новинка вызвала шквал негодования. Но сейчас вопрос, по мнению участников слушаний, стоит не в том, нужен ли ЕГЭ как таковой, а о том, как проводить его качественно.
Здесь есть над чем поработать. По данным Рособрнадзора, если в прошлом году было выявлено 709 нарушений при сдаче госэкзамена, то в этом - 1448. Причем рост количества нарушений в равной степени наблюдается по всем регионам. Это официальная статистика, оговорился глава ведомства. Конечно, нарушителей наказывают: более тысячи из них были привлечены к административной ответственности, еще 408 - к дисциплинарной, а 5 - к уголовной. Сергей Кравцов напомнил, что за продажу экзаменационных материалов был арестованы министр образования Карачаево-Черкесской Республики. Еще один выявленный нарушитель - директор регионального центра обработки информации, к которому ученики для заполнения бланков ЕГЭ приходили уже после экзамена.
Однако граждане, зарабатывающие на относительно новой процедуре, совершенствуют свои методы. "Подводя итоги проведения ЕГЭ, мы выявили новые виды мошенничеств, - рассказал чиновник. - Модель первая - проводится досрочная сдача аналога ЕГЭ, результаты которого специально занижаются, а родителям говорят, что их ребенок не сдаст госэкзамен. А чтобы он сдал, надо сделать то-то и то-то".
Другой способ мошенничества - элементарное завышение баллов ЕГЭ, вплоть до отметки в 85 баллов. Дело в том, что Рособрнадзор проверяет только те работы, которые оцениваются выше этой планки.
Третий вид нечестного заработка на ЕГЭ: при перепроверке части "С" эксперты завышают баллы тем ученикам, с родителями которых они договорились. Но при этом другим выпускникам результат несколько занижают, чтобы не портить общую картину и не привлекать высокими результатами внимание проверяющих. Получается, взрослые зарабатывают, а права детей нарушаются.
Как говорили на слушаниях, долг общества - обеспечить всем равные права в период проведения ЕГЭ. Решено действовать методом ужесточения наказания: будут проработаны поправки, повышающие ответственность организаторов ЕГЭ. Особенно сильные ужесточения обещаны тем нарушителям, которые оказывают помощь в ходе его сдачи ученикам, а также тем, кто преждевременно вскрывает задания и публикует их в Интернете.