Римский кинофестиваль поведал о вечных сюжетах и несбывшихся надеждах

Конкурсная программа Римского фестиваля обогатилась сильным фильмом от Скотта Купера, чей дебют "Сумасшедшее сердце" в 2009 году был увенчан премией "Оскар". Его новая картина "Из пекла" стала событием, эхо которого, думаю, не раз обогнет земной шар.

Фильм уже сравнивают с "Охотником на оленей" - классической драмой Майкла Чимино из времен Вьетнамской войны. Его герой тоже навсегда ушиблен войной в Ираке, где он отслужил несколько сроков, привык каждодневно встречать смерть лицом к лицу и приобрел стойкий "военный синдром". Авторы нового фильма не скрывают преемственности идей и времен: Рассел Бэйз (Кристиан Бэйл) - тоже заядлый охотник на оленей. Напоминают о знаменитой "русской рулетке" из "Охотника…" и кулачные бои на выживание - любимое развлечение обывателей дымного сталелитейного городка. Фильм снимался в мрачном, дышащем безысходностью пенсильванском захолустье Carrie Furnace of Braddock, и обещания кандидата в президенты Обамы круто поменять все ориентиры здесь воспринимаются пустыми посулами - в этом рабочем поселке ничто никогда не меняется.

Как и в "Охотнике на оленей", перед нами драма одной семьи, проходящая через годы: за это время Рассел успевает, напившись, сбить человека и отсидеть в тюрьме, а его брат Родни (Кейси Аффлек)  - снова вернуться из Ирака и запутаться в связях с криминальным авторитетом, владельцем местного бара Петти (Виллем Дефо) и другим мафиози ДеГротом (Вуди Харрельсон). До добра это не доводит: вскоре Родни исчезнет, и Рассел будет за брата мстить. Фильм драматургически сбит очень крепко и оставляет редкое в современном кино ощущение прокатившейся через наши души многослойной и многофигурной, до предела раскаленной и симфонически оркестрованной человеческой драмы. Скотт Купер позволяет себе полную палитру красок, от жестокости до сентиментальности и даже открытой патетики. Это "мужской" фильм, он заряжен бешеной энергией, а его выдающиеся актерские работы наверняка будут спорить за участие в "оскаровской" гонке. Как "Охотник на оленей" стал обобщенным портретом растерянной Америки времен Вьетнама, так у фильма "Из пекла" есть все шансы остаться в истории срезом сознания обитателя "одноэтажной Америки" новой эпохи покосившихся надежд. Это странное, но убедительное свидетельство вечного "дежавю": годы летят, прогресс мчится вперед и выше, а нравы человеческие не меняются.


Стоп-кадр из фильма "Из пекла". Фото: Пресс-служба Римского кинофестиваля

Неожиданно меланхоличным оказался итальянский конкурсный фильм "Инородные тела". Режиссер Мирко Локателли снимал его в инвалидной коляске, что, возможно, и обусловило ритм действия - оно кажется нарочито подробным и замедленным. Так больной компенсирует недостаток внешней динамики углубленной внимательностью к каждой детали своего ближайшего окружения. Локателли снял камерную драму об Антонио (Филиппо Тими), у которого тяжело болен трехлетний сынишка Пьетро. В судьбе Пьетро принимает живое участие пятнадцатилетний эмигрант из Туниса, и по ходу дела мы понимаем, что в Италии уже сложилась сплоченная мусульманская диаспора, где любой готов по первому звонку прийти ближнему на помощь. Двух очень разных людей объединяет общая тревога: у парня в больнице умирает друг, и сочувствие оказывается способным сблизить даже столь "инородные тела". Эта политкорректная идея глубоко волнует Мирко Локателли - своего рода "параолимпийца от режиссуры", и он старается дать нам почувствовать и пережить свою боль - даже в непривычном ритме своего фильма. Если не знать этих особых обстоятельств, избыточная подробность существования персонажей на экране способна раздражать: мы вместе с Антонио долго стоим в очереди за лазаньей, бродим по больничным коридорам, слушаем несвязные разговоры по мобильнику, наблюдаем, как маленького Пьетро кормят кашкой. Но простейшие события, из которых складывается обыденная жизнь, в глазах режиссера имеют особую ценность, и это ощущение важности каждого мгновения он хочет передать зрителям.


Стоп-кадр из фильма "Инородные тела". Фото: Пресс-служба Римского кинофестиваля

Ретроспективный показ "Искушения доктора Антонио" Федерико Феллини - к 20-летию со дня смерти мастера - предварил показ фильма, напомнившего о временах, когда итальянскому кино для всемирного признания не требовалось "особых обстоятельств", - "Федерико и духи" Антонелло Сарно. 20 лет назад, в ноябре 1993 года, когда планету потрясла весть о постигшей кинематограф трагедии, Сарно работал новостным телерепортером. Три дня, отделявшие уход Феллини от его погребения, бесконечные толпы людей у 5-го павильона студии Чинечитта стали звездным часом для таблоидов и жадного до сенсаций телевидения. Сегодня эта торжественная и скорбная похоронная эпопея смотрится на экране фестиваля как прощание со всем итальянским кино - тогда первым и лучшим в мире. И даже как отпевание кинематографу Европы, никогда более не поднявшемуся до заданных итальянскими гениями высот.