Парламентариям вовсе не хотелось навредить судебной системе, напротив, они высказывали решимость освободить ее от недостатков, повысить доверие к суду и эффективность судопроизводства. Полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх убеждал их, что предполагаемая реорганизация как раз и преследует такие цели. Однако согласиться с ним и увидеть подобные возможности в проекте закона должны были депутаты как минимум трех фракций. Поскольку для принятия Госдумой этих поправок требовалось не простое большинство в 226 депутатских голосов - с подобной задачей вполне бы справилась и "Единая Россия", у которой 238 мандатов, а конституционное - две трети депутатского корпуса. А значит, нужна была поддержка еще и депутатов других фракций. А они высказывали сомнения. Либерал-демократы не верили, что объединение высших судебных инстанций может повысить доверие граждан к судам вообще.
Коммунисты полагали, что "единства подходов при отправлении правосудия", ради которого предлагается сформировать один высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам и по разрешению экономических споров, можно было достичь другим способом, не упраздняя Высший арбитражный суд, а проводя совместные пленумы для выработки единой позиции. И высказывали подозрения, что новый суд создается под конкретного человека, который его возглавит.
К слухам, распространяемым "сторонниками так называемых конспирологических теорий", Гарри Минх отнесся с иронией, не предполагал, что они есть в Думе. И продолжал настаивать: реорганизация судебной системы позволит исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике.
Полпреда президента поддерживал и председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, который отметил, что сегодня "арбитражные суды и суды общей юрисдикции, обладая общей пересекающейся компетенцией", одновременно рассматривая очень похожие гражданские дела в одних и тех же правовых ситуациях, могут по-разному применять одни и те же нормы. Конкретные примеры таких ситуаций он приводить не стал, подчеркнув, что, раз подобная проблема существует, "возникает необходимость выстраивания единого центра правоприменения, унификации судебной практики двух разных ветвей судебной власти".
Глава комитета признал, что у арбитражных судов есть "элементы обеспокоенности" по поводу слияния двух высших судебных инстанций. Однако пообещал, что они, "в случае принятия данного предложения о поправке к Конституции РФ, будут учитываться при дальнейшей работе над законодательством". Ведь потребуются изменения в 28 правовых актов.
"Справоросс" Александр Тарнавский выразил надежду, что такое продолжение судебной реформы изменит отношение к своему делу и у самих судей, "а то некоторые из них посчитали себя совсем независимыми, даже от закона".
"Органы власти не независимы, а самостоятельны", - уточнил Гарри Минх, напомнив о принципе разделения властей, которому сопутствует система сдержек и противовесов. Судьи действуют в рамках Конституции и российского законодательства, их независимость, по словам полпреда, не беспредельна.
Больше всего у депутатов оппозиции было претензий к той части проекта закона, которая касается прокуратуры. Они были против, чтобы прокуроров субъектов РФ назначал на должность президент РФ по представлению Генпрокурора, согласованному с субъектами Федерации. Думцы считали, что негоже Генпрокурору спрашивать у губернаторов мнение по кандидатуре. Однако Гарри Минх уточнил: согласование не с губернатором, а с субъектом РФ. Такой порядок существует и сейчас.
Аргументы сторонников объединения высших судебных инстанций и изменений в порядке назначения прокуроров оказались убедительными. Проект поправок в Конституцию поддержал 351 депутат, против проголосовали 95. Второе чтение проекта закона предполагается 20 ноября.
Дума приняла в первом чтении законопроект, который вводит ответственность за мобильное рабство: тот оператор сотовой связи, который своевременно не передаст по желанию абонента его телефонный номер другому оператору, будет обслуживать этого абонента бесплатно, пока не исполнит свои обязательства. "Таким образом мы сделаем экономически невыгодным затягивание исполнения требований закона об отмене "мобильного рабства", который вступает в силу с 1 декабря этого года", - объяснил идею вице-спикер Госдумы Сергей Железняк. Депутаты также уточнили порядок выдачи универсальной электронной карты, позволяющей получать государственные и муниципальные услуги. И распространили льготы, положенные Героям Соцтруда, и на Героев Труда РФ.