Ежесуточно по дорогам Москвы передвигается 3,2 млн машин
1. С декабря этого года в Москве заработает Центр организации дорожного движения, который строится во втором Лесном переулке, 11. Именно на его компьютеры будет сходиться вся информация со всех столичных дорог. Для того чтобы это стало возможным, все вылетные магистрали и часть улиц оборудованы почти 3 тыс. датчиков, а к концу года их количество достигнет 4 тыс. Они будут оценивать загруженность дорог, и Центр организации дорожного движения сможет оперативно принимать меры для снятия напряженности на той или иной трассе. К примеру, перенаправить потоки машин, проинформировав водителей, где более свободные дороги. Да и сами москвичи, прежде чем выезжать из дома, посмотрят, как там дорожная обстановка в районе, куда они направляются. В соответствии с этим можно будет сделать выбор: на машине ехать или лучше воспользоваться метро.
2. Говоря от том, чем отличается технология, закладываемая властями в основу интеллектуальной транспортной системы Москвы от карты Яндекс-пробки, которой сейчас в столице пользуются многие автовладельцы, Михаил Порташников рассказал:
- У нас принципиально иная, более точная технология. Яндекс показывает дорожную ситуацию, основываясь на данных, получаемых от треков пользователей. Проехал водитель с определенной скоростью по трассе - она окрасилась в зеленый, желтый или красный цвет. Никто не поехал - что происходит, непонятно. Наши датчики показывают текущую информацию в конкретный момент времени на конкретной улице или перекрестке. Москвичи получат ее с табло, установленных на дорогах, в виде текста, картинок, изображения конкретных участков улиц с загрузкой в данный момент. Кроме того, будет специальный сервис на сайте ЦОДД. Сам сайт станет более информативным, это будет транспортный портал для связи с жителями, водителями и всеми, кого волнуют проблемы движения. Затем на его базе запустят пользовательские приложения - для мобильных телефонов, планшетников и т.д.
3. По словам Порташникова, ввод этой системы снизит напряженность на столичных дорогах на 20%. Как? "Считайте сами, - говорит Порташников, - ежесуточно по дорогам Москвы передвигается 3,2 млн машин. 20% от этого количества - это 640 тыс. автомобилей. То есть пропускная способность увеличится так, как будто все эти машины просто исчезли с московских дорог. Кроме того, это способствует снижению количества аварий, уменьшению вредных выбросов и улучшению экологии города в целом.
4. Наводит ЦОДД порядок и с дорожными знаками. Их в Москве более 200 тысяч и, по словам Михаила Порташникова, немало лишних. Типа въезд запрещен, стоянка запрещена, знаки пешеходных переходов, которые ведут в тупик. Их снимают.
5. Пешеходные переходы много лет обозначались почти всюду одной и той же полустертой черно-белой "зеброй". С 2014 года "зебры" начнут перекрашивать в бело-оранжевый цвет, чтобы стали ярче, заметнее, а значит, и безопаснее. Опыт Лондона, Токио, Вены и других столиц мира показывает, что на переходах с бело-оранжевыми зебрами наездов на пешеходов гораздо меньше. В Москве же зима длинная, темнеет уже в 17.00 и все сливается - серый асфальт, серые машины и горожане в темном. Яркая полоса станет заметнее. Кроме того, на подъезде к ней появится рифленая полоса, чтобы водитель и по шуму чувствовал, что подъехал к пешеходному переходу.
6. Кроме того, в ходе модернизации "зебры" станут разными - для дороги с одной полосой движения, для двух, для трех... А на широких магистралях, где по три полосы движения в каждую сторону, посередине предусмотрен еще и островок безопасности. Новым на пешеходных пешеходах будут и дорожные знаки с внутренней светодиодной подсветкой, проецируемой на "зебру", - пилотные проекты можно увидеть уже на Ленинском проспекте и на улице Тверской.
7. Глава ЦОДД подтвердил и обещание городских властей устанавливать светофоры по заявкам москвичей в местах, где трудно переходить дорогу из-за обилия машин всего за 8 дней. Многих это удивило, ведь еще недавно в ГИБДД утверждали, что им только на проектирование нового светофорного объекта требуется год. И все-таки Порташников утверждает, что срок 8 дней вполне реален:
- Мы в этом убедились на практике, - рассказал он. - Когда минувшим летом произошла беда на территории Новой Москвы и в ходе столкновения автобуса с грузовиком погибли 18 человек, установили светофор на ранее нерегулируемом перекрестке практически сразу. Но светофор временный, который, кстати, до сих пор там и стоит, на передвижных опорах и работает от аккумуляторов. Ну а постоянный поставим к будущему лету. В чем проблема? Разработать проект несложно. Сложнее согласовать документацию. В Москве под землей находится целая инфраструктура подземных сооружений - огромное количество коммуникаций, питающих здания, транспорт и прочее городское хозяйство, которые нельзя повредить. Поэтому по правилам требуется сначала получить разрешение от хозяев на перекладку этих коммуникаций, подсоединить электрический кабель, согласовать новый светофор с транспортными потоками. Непростая работа. Временный светофор в такой ситуации - хороший выход. И людям удобно, и можно не спешить с установкой постоянного объекта.
8. Куда же обратиться, чтобы поставить светофор у вашего дома, где сейчас вы стоите с ребенком по полчаса из-за потока машин? В комиссию по безопасности дорожного движения префектуры своего округа, - рассказал глава ЦОДД. В ее состав входят специалисты, способные определить, можно ли установить светофор в этом месте, будет ли польза, а также представители общественности, которые отстаивают интересы жителей. Или пишите на портал "Наш город".
9. Вы увидели неработающий светофор? Обязательно сообщите об этом в ЦОДД. Благодаря информации москвичей светофоры в Москве сейчас ремонтируют вместо 36 часов по регламенту за 1-2 часа после получения сигнала о неисправности.
10. С 1 августа ЦОДД ввел жесткий контроль за весом грузовиков. Михаил Порташников объяснил эту меру так:
- В пределы МКАД, как известно, днем сейчас запрещен въезд фур массой выше 12 тонн, в границы ТТК - более 7 тонн. Но ведь едут! Чем это опасно? Вспомним еще раз ту трагедию у поселка Ознобишино. Ведь если бы грузовик не был перегружен, ее могло и не быть. Вот наши сотрудники и проверяют сейчас всех, кто передвигается по МКАД. Выяснилось, что из 3036 машин, взвешенных с начала августа, 1186, или каждая третья, перегружены. От перегруза страдают и дороги. Откуда колейность берется? От шипованной резины на колесах и тяжелых грузовиков. На виновных в этом мы составляем административный протокол, и их ждет штраф. Водителя - в размере от 2 до 2,5 тысячи рублей, должностных лиц, ответственных за перевозку, - от 15 до 20 тысяч рублей, юридических лиц - от 400 до 500 тысяч рублей. И знаете, действует! На глазах количество перегруженных машин становится меньше.
Михаил Порташников родился в 1957 году в Москве. 32 года прослужил в Управлении ГИБДД по городу Москве, прошел путь от старшины милиции до полковника полиции, замначальника управления ГИБДД по городу. После окончания службы работал зампрефекта Троицкого и Новомосковского округов Москвы, где курировал вопросы развития транспортной инфраструктуры и общественных перевозок. В марте 2013 года назначен руководителем ЦОДД Москвы.