В Минске в 20-й раз провели Международный фестиваль кино

Минский международный кинофестиваль "Лiстапад" - это в первую очередь площадка для показа фильмов, которые рождаются в странах бывшего "социалистического лагеря". Хотя полная география намного шире - от Франции до Китая. Зрители увидели 150 картин из более чем 30 стран. Даже самый капризный киноман не был разочарован.

Гран-при "Золото "Лiстапада" удостоилась картина Павла Павликовского "Ида", снятая поляками и датчанами. Тема ленты - актуальная и по сей день: события Второй мировой войны, нацистская оккупация - то, как это было в Польше. А там страшные события, приведшие к гибели миллионов людей, как раз начинали разворачиваться в 1939 году.

Награды также получили китаец Цзя Чжанкэ - "За лучшую режиссуру" ("Прикосновение греха"), поляк Павел Лозиньски - "За лучший документальный фильм" ("Отец и сын").

Приза Президента Беларуси "За гуманизм и духовность в кино" удостоился режиссер белорусско-украинского художественного фильма "Лука" Александр Пархоменко. Картина повествует об архиепископе Луке, известном в миру также, как выдающийся хирург Валентин Войно-Ясенецкий. Он родился в 1877 году в Керчи. Предки - из Могилевщины. Отец католик, мать православная. За научные открытия в медицине награжден Сталинской премией, а за политические убеждения пережил арест и ссылку. Когда священника и хирурга допрашивали чекисты, требуя объяснить, где он видел Бога, Войно-Ясенецкий ответил: "Бога я действительно не видел".

Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил". В 1995-м архиепископа Луку канонизировала Православная церковь.

Снятая совместно с "Беларусьфильмом" картина "Роль" Константина Лопушанского получила специальный приз Постоянного комитета Союзного государства "Вместе". Над созданием ленты работали кинематографисты из Беларуси, России, Финляндии и Германии. Фильм рассказывает об актере эпохи Серебряного века, который получает шанс прожить чужую жизнь. Награду вручил руководитель представительства Постоянного комитета в Минске Михаил Орда. А специальные призы от Парламентского собрания Союза Беларуси и России "За верность нравственным идеалам в киноискусстве" вручены фильмам "Моя дистанция" Ивана Куракевича (Беларусь) и "Почему я тут?" (Россия) Дарьи Сидоровой.

Кинокритик Игорь Гуськов отметил, что в этом году в фестивальной программе было много фильмов из Латинской Америки:

- Все, кто следит за мировым кинопроцессом, понимают, что именно этот регион наряду с Азией последние 10 лет дарил наиболее интересные имена. "Лiстападу" удалось привлечь этих интересных творцов с их работами в Минск. Двадцатый фестиваль удивил остротой и современностью тем, прозвучавших с экрана. И поэтому был одинаково интересен как профессионалам, так и любителям кино.

Участник конкурса "Молодость на марше" немец Рамон Цюрхер увидел в минском форуме особую миссию:

- Нужно иметь смелость показать что-то нестандартное. Существует большое количество фестивалей, которые жаждут показывать альтернативное кино, а минскому это удается уже сейчас.

Как подсчитала директор кинотеатра "Центральный" Елена Авдащенко, обычно кинозал заполняется на 80 процентов, а в фестивальные дни по вечерам были аншлаги:

- Как правило, публика в первую очередь брала билеты на картины, которые ей более близки, - российские или украинские. Билеты на фильм "Географ глобус пропил" (Россия) Александра Велединского зрители раскупили сразу. Второе по популярности место занял фильм Киры Муратовой "Вечное возвращение" (Украина).

К сожалению, документальное кино, по наблюдениям генерального директора УП "Киновидеопрокат" Мингорисполкома Василия Коктыша, "у нас пока еще зрители не готовы смотреть", а кинотеатр "Мир", где были показы таких фильмов, даже понес убытки.

Начинание, которое может стать традицией "Лiстапада", - ретроспектива национального немого кино. Директор форума Анжелика Крашевская надеется, что показы, начатые в нынешнем году, продолжатся:

- В этот раз на экран вышли первые белорусские немые картины: Владимира Гардина "Кастусь Калиновский" (1928), "В огне рожденная" Владимира Корш-Саблина (1930) и "Проститутка (Убитая жизнью)" Олега Фрелиха (1927). Вообще, сегодня, когда рынок заполонен голливудскими фильмами, в формате фестиваля мы имеем уникальную возможность представлять "другое" кино.

А в Минске "Лiстапад" продолжается - так по-белорусски именуется ноябрь. До 17-го числа этого месяца в фойе минского кинотеатра "Центральный" можно посетить фотовыставку члена жюри основного конкурса игрового кино "Лiстапада-2013", литовского и советского актера Юозаса Будрайтиса.

мнение

Елена Стишова, кинокритик (Россия):

- "Лiстапад" - это фестиваль, где я могу смело идти на любой фильм с гарантией, что не будет разочарований. Здесь каждый раз чему-то удивляешься. В этом году съехались режиссеры, которые сегодня востребованы на любом фестивале. Особо отмечу атмосферу просмотров, которая напоминает мне Берлинский кинофестиваль, где если зритель пришел смотреть фильм, то он будет сидеть от и до.

Досье "Союза" 

ХХ Минский международный кинофестиваль "Лiстапад" состоялся 1- 8 ноября и продолжался 172 часа. Девиз форума в этом году: "Истина в кино". Бюджет - около полумиллиона долларов. Издательский дом "Звязда" презентовал книгу доцента Института журналистики Белорусского государственного университета Людмилы Саенковой "Минский международный кинофестиваль "Лiстапад": 20 лет спустя". В ней собраны репортажи и интервью с 1994 года.