- Межбюджетные отношения, к сожалению, не могут строиться на простой арифметике: "30 процентам населения отдайте 30 процентов доходов, которые собраны". Свердловская область занимает четвертое место по объему собираемых доходов в РФ. А по доходам на одного жителя мы находимся на 25 месте. Чтобы эти позиции совпадали, наш консолидированный бюджет должен составлять 530 миллиардов рублей. Но мы обязаны выполнять действующее законодательство, - констатирует министр.
Председатель областного правительства Денис Паслер подчеркивает: сложившаяся ситуация - федеральный тренд, и никаких противоречий в регионе нет.
- Это сбалансированное решение, которое позволит в полном объеме обеспечить территории денежными средствами. У муниципалитета может возникнуть недоимка по налогам, и он рискует не выполнить свои полномочия. Тогда независимо от наших проблем мы выделяем субсидии, эти деньги гарантированно приходят в муниципалитеты, - перечисляет плюсы премьер-министр.
А вот председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Заксобрания Владимир Терешков уверен: ничего хорошего в снижении финансовой самостоятельности муниципальных образований нет. В идеале доходная часть бюджета страны должна формироваться снизу вверх, а не наоборот.
- В Германии, Франции, Италии экономическая модель построена иначе, чем в России. Так как 100 процентов налогов собирается на территории муниципального образования, а субъект - это лишь сумма муниципалитетов, то территории спокойно формируют свою доходную часть, забирая средства, которые им необходимы для выполнения полномочий. А субъект забирает из оставшегося "кошелька" то, что необходимо ему. Остальное идет в Федерацию, - рассказывает законодатель.
В то же время рассматривать сложившиеся в России межбюджетные отношения лишь с позиции "черное - белое" было бы неправильно: не всегда муниципалитеты настолько "несчастны", как пытаются представить, уверен депутат.
- Все муниципалитеты, за исключением Екатеринбурга, передали здравоохранение на областной уровень. Почему же Екатеринбург не отдает и никогда не отдаст имущественный комплекс субъекту? Потому что сейчас на основе этого муниципального, даже государственного, имущества мощно развивается частное здравоохранение, а если полномочия передать - все это прекратится, - считает Владимир Терешков.
Традиционно считается, что самая "страдающая" часть муниципалитетов находится рядом с областным центром. Порядка 30 процентов жителей городов-спутников работают в Екатеринбурге, где и остается их подоходный налог - около 4 миллиардов рублей в год. По словам Галины Кулаченко, этот фактор учитывается и ситуация выравнивается через трансферты.
Вторая глобальная бюджетная проблема - высокий дефицит. По прогнозу минфина области, в ближайшие три года он сохранится на уровне 25 миллиардов рублей. А готов ли регион привлекать дополнительные источники дохода - вопрос открытый. Впрочем, финансисты утверждают, что по поводу дефицита бюджета и госдолга Среднего Урала переживать особо не стоит. И приводят массу примеров из других субъектов, где госдолг достиг уровня 70-100 процентов от объема бюджета, что не мешает территориям жить и развиваться. Например, Рязанская область, ХМАО, ЯНАО. Главное - предусмотреть "в копилке" источники погашения или компенсации госдолга. И здесь во многом надежда как раз на муниципалитеты - насколько активно они станут привлекать инвесторов, создавать благоприятный климат для развития бизнеса на своей территории. Судя по всему, таких местных администраций не очень много.