Это не первый семинар на тему внутренней политики, которые Кремль проводит для региональных властей. Ранее на подобные мероприятия приглашались губернаторы и мэры городов. На этот раз аудиторией стали заместители глав регионов. Кроме руководителей администрации президента они получили ценные советы от руководства парламентских партий, авторитетных политологов, социологов и т.п.
Открывший семинар Вячеслав Володин подробно разобрал региональные выборы этого года и дал рекомендации на будущее. В пример собравшимся он поставил сентябрьскую кампанию Сергея Собянина, назвав ее "трендом", к которому должны стремиться все остальные регионы и отдельные города. "В Москве конкурентность, открытость, легитимность была максимальной, - заявил Володин. - Собянин не вел кампанию, а просто рассказывал электорату о проблемах города. И добился главного - легитимизации выборов".
Главный урок, который чиновники должны были извлечь из успешного примера столицы, - "нельзя гнаться за процентами", создавая "ширмы и декорации". А ведь именно "дутые рейтинги", по оценке Володина, главная ошибка большинства идущих на выборы губернаторов и мэров. "В открытой конкуренции эти рейтинги опадут как осенняя листва, а потом вы будете винить в этом партию", - предупредил он.
Как образец "не дутого" рейтинга Володин представил также электоральную поддержку президента России. Рейтинг одобрения Владимира Путина (60%) объективен, считает первый замглавы администрации президента: "О нем пишут все, что хотят, и в социальных сетях, и в СМИ". Для поддержки такого уровня есть все основания. Президент и сам эффективно работает на информационную открытость. "Он все время в состоянии открытой конкуренции - лично встречается, убеждает", - заметил Володин.
Кураторы выборов на местах, по оценке Володина, должны приобрести и такое качество, как умение идти на компромисс. Конкретнее, "строить договорные отношения с конкурентами, возможно, даже идти в блок с теми, кто представляет меньшее зло или большую пользу". Это, согласно рекомендации представителя Кремля, поможет "моделировать выборы", исходя не из количества кандидатов, а их качества. Вместе с тем он обратил внимание аудитории на то, что не нужно создавать и искусственную конкуренцию. Володин убежден, что в целом партийная система в стране сложилась.
В свою очередь глава президентской администрации Сергей Иванов говорил об эффективности власти в целом. Одна из рекомендаций касалась как раз работы с партиями-"новичками", которым удалось войти в краевые или региональные парламенты. "Надо прислушиваться к их критике, - призвал Иванов. - Здесь от вас потребуется терпение и позитивный настрой. Нельзя от них тупо отмахнуться или делать вид, что их вообще не существует. А лобовые и топорные действия в сфере внутренней политики могут привести к неприемлемому для всех нас результату".
Невнимание к критике, по оценке Иванова, может вылиться в конфликты на местах. Конкретно к межнациональным конфликтам способен привести и еще один недостаток, распространенный среди руководства на местах - "надежда на авось рассосется". Сергей Иванов дал понять, что имеет в виду, в частности, "народный сход" в Западном Бирюлево. Урок из этой истории - необходимость работать на опережение. И в первую очередь надо "жестоко спрашивать" с работодателей мигрантов, а не с самих гастарбайтеров. Они зачастую виноваты куда в меньшей степени.
Глава администрации президента указал и на такой просчет регионального руководства, как неспособность эффективно работать с обращениями граждан. В результате частные проблемы населения приходится решать в Кремле и правительстве - вплоть до вкручивания лампочек в подъездах. "Скажу откровенно, пока граждане больше уповают на федеральную власть, - признал Иванов. - Вал писем в адрес главы государства говорит о том, что граждане не находят отклика на местах. Около 85 процентов обращений - это "помогите отремонтировать подъезд, расселить барак, который давно признан аварийным".
Тем, кто перекладывает местные проблемы на плечи госвласти и работает "в отрыве от населения", грозят "дополнительные" санкции, предупредил он. Какие - не назвал, обещав этот вопрос проработать.
Забывая о гражданах, губернаторы, согласно критике Иванова, нередко слишком сосредотачиваются на себе любимых. В результате информационная политика региона зачастую сводится лишь к освещению их личной деятельности. "Новости рассказывают только о том, что вот, губернатор поехал на стройку, открыл детский сад, и на этом же новости и заканчиваются", - привел в пример представитель Кремля. На самом деле, нужно сосредоточиться на том, как и чем живет регион и как в нем решаются задачи, стоящие перед всей страной.
Наконец, недовольны в Кремле и кадровой политикой губернаторов (имена "отличившихся" опять же не были названы). Списки кадрового резерва, отметил Иванов, формально существуют везде, однако они практически не востребованы. Согласно его требованию, у каждого "резервиста" должны быть реальные перспективы занять пост на госслужбе. "А у нас сплошь и рядом в список включили, утвердили и положили в дальний ящик стола, и больше его никто не смотрит и о нем никогда не вспоминает. Это профанация", - эмоционально заметил Иванов.
В связи с этим он призвал возрождать советскую кадровую практику. Раньше если готовящийся специалист доказывал успешность, то его переводили в Москву и назначали на более высокую должность, напомнил Иванов. В столицу переводить, конечно, не обязательно, а вот ставить на ответственный пост такого ценного сотрудника - непременно.
Наконец, еще две рекомендации от Кремля - отслеживать работу некоммерческих организаций, выполняющих функции "иностранных агентов", и не держать муниципалитеты на "голодном пайке". Последний совет Сергей Иванов объяснил тем, что именно в муниципалитетах, из которых сейчас "убегают" деньги и население, реализуются практические направления внутренней политики страны.