Вынесение информационной безопасности как приоритетного направления в деятельности ФСБ, "это отражение реальности", убеждена председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
А реальность такова: "Отмечается активизация межгосударственного информационного противоборства, фиксируются случаи распространения вредоносного программного обеспечения, используемого в качестве информационного оружия. Широкий масштаб приобретает деятельность хакерских группировок. Не исключена возможность использования информационно-телекоммуникационных технологий для подготовки и совершения преступлений, в том числе террористической направленности". При этом, как следует из пояснительной записки к законопроекту, подготовленному в правительстве по поручению президента от 31 мая 2013 года, "объектами противоправных устремлений, как правило, являются функционирующие на территории Российской Федерации информационные системы, используемые органами государственной власти, кредитно-финансовыми, образовательными и иными организациями, средствами массовой информации, в том числе на критически важных объектах инфраструктуры".
В сложившейся ситуации, как полагают авторы законопроекта, "возникает необходимость в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозы информационной безопасности Российской Федерации". Проводить такие мероприятия и добывать нужную информацию, чтобы более эффективно противодействовать угрозам "в условиях масштабной информатизации всех сфер общественной жизни", и поручается ФСБ поправками в два действующих закона - "О ФСБ" и "Об оперативно-розыскной деятельности".
"Это абсолютно адекватная мера", - заявила Ирина Яровая, напомнив, что "еще в Стратегии национальной безопасности уже были обозначены в комплексе вопросов приоритетного обеспечения защиты национальных интересов вопросы информационной безопасности". И совершенно логично, по мнению Яровой, что у органов, которые созданы для защиты государственных интересов и национальной безопасности нашей страны появились полномочия, направленные на обеспечение этой важнейшей задачи.
Однако в депутатских рядах нашлись недоверчивые: "А не будет ли это противоречить российской Конституции, которая в принципе запрещает цензуру? И не приведет ли это к произволу сотрудников, которые могут воспользоваться законом, чтобы "добывать" информацию и в коммерческих целях, или политических". Но статс-секретарь - замдиректора ФСБ Юрий Горбунов отверг подобные подозрения, как не имеющие под собой никаких оснований: "У нас таких опасений нет. Законопроект, как и положено, прошел экспертизу, в том числе и в министерстве юстиции". И добавил: "По-моему, происходит некоторое недопонимание того, что сейчас делается, и цели этого закона. В России создается система информационной безопасности. До сих пор в нашем государстве никто из федеральных органов исполнительной власти за информбезопасность как таковую не отвечал. Кроме того, не было комплексного подхода к этой работе". Теперь, по словам Горбунова, на Федеральную службу безопасности возложены "полномочия по созданию государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации компьютерных атак, вот в этом смысл". А правоприменительная практика покажет. Если вдруг будут какие-то перегибы, то их надо будет поправлять. В этом, как заметил Горбунов, сотрудники ФСБ сами заинтересованы. Но рассчитывают и на депутатов, у которых есть право депутатского запроса. "Мы готовы рассмотреть ту информацию, которая у вас имеется", - заявил замдиректора ФСБ.
И "справоросс" Андрей Руденко воспользовался случаем, чтобы пожелать Федеральной службе безопасности "все-таки почаще работать на форумах" в интернете. Там, по словам депутата, бывают и "призывы к свержению конституционного строя, к националистическим побуждениям", которые могут привести к дестабилизации обстановки в обществе.
Депутаты дружно проголосовали за дополнительные полномочия, возложенные на ФСБ (446 - "за"), - "информационный контроль должен быть подготовлен и сделан". И пообещали рассмотреть законопроект во втором и окончательном третьем чтении без задержки.