Эксперты выдвинули пять версий крушения "Боинга" в Казани

Ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета, некачественное топливо, некорректная работа наземных служб и погодные условия. Каждая из этих причин могла привести к авиакатастрофе самолета Boeing 737 в Казани вечером в воскресенье, в которой погибли 50 человек. Только одна из возможных версий уже исключена - теракт, сообщил министр транспорта Максим Соколов.

Пролить свет на то, почему самолет был не готов к посадке и экипаж принял решение об уходе на второй круг, но не смог этого сделать, должны бортовые самописцы, которые фиксируют все параметры работы судна и переговоры экипажа.

Пока не ясно, начал ли самолет набирать высоту при заходе на второй круг, но уже была пройдена точка "невозврата", или, наоборот, его скорость упала. Но результатом, в любом случае, стало то, что на высоте около километра над взлетно-посадочной полосой самолет "клюнул" носом и зарылся в землю. В вертикальном положении он встретился с землей, что повлекло сильный удар и пожар на борту, подтвердили "Российской газете" в Росавиации.

Что касается погодных условий, то аэропорт позволял совершать посадку в сложных метеоусловиях. И мокрый снег, который был вечером в воскресенье, не мог стать помехой. Ветер, по данным метеосводки, был семь метров в секунду, а горизонт видимости - десять километров, сообщили в Росавиации. Получается, что каких-то особенных погодных помех для посадки не было.

Еще одной из версий стало сообщение, что самолет, взлетая из столицы, якобы уже испытывал технические проблемы. Однако доклада от пилота о неисправности не поступало.

К тому же при взлете любое воздушное судно, перевозящее пассажиров, в обязательном порядке проходит техническую проверку, как и после посадки, отметили в Росавиации. Это "РГ" подтвердил и заслуженный летчик Михаил Марков.

А что до "странной и нервной" посадки в Москве, что, по словам некоторых пассажиров, является доказательством неисправности самолета, то Марков подтвердил: практически все, кто садился вчера вечером в столице, испытывали приземную болтанку. По данным сводки метеослужб, тогда были сильные порывы ветра, которые вполне могли организовать такую "нервную" болтанку.

В любом случае Ространснадзор намерен при проверке авиакомпании "Татарстан", которой принадлежит разбившийся лайнер, посмотреть, насколько тщательно соблюдались все требования по подготовке судна к взлету, соблюдается ли режим труда и отдыха экипажем. Трудились ли пилоты сверхурочно? Максимально допустимая продолжительность работы члена экипажа не может превышать 8 часов. И версия усталости экипажа останется до тех пор, пока не будут сделаны официальные заключения экспертов.

"Даже версия об НЛО не исключается", - заметил в беседе с "РГ" Михаил Марков, отвечая на вопрос, вероятно ли, что произошел так называемый помпаж - возгорание двигателя из-за обледенения самолета при температуре от +5 до - 5 из-за плохой обработки самолета антиобледенителем. Также имеет право на жизнь и версия о неисправных механизмах крыла, при которых надо не брать штурвал для высоты, а, наоборот, опускать его вниз. Иначе эффект будет обратным.

Если же говорить о том, что надежность судна зависит от количества владельцев, то, по словам летчика, скольким компаниям принадлежал самолет - 8 или 25, не имеет значения. Он может находиться в авиакомпании два дня, а потом его переоформляют на другое юрлицо, отметил Марков. И с возрастом судна все не так "в лоб". Каждая система, агрегат имеет свой срок годности. Их меняют по необходимости. И самолет может прожить длинную жизнь, пройдя несколько капремонтов, и это не скажется отрицательно на его летной годности, подчеркнул эксперт. И попросил набраться терпения - расследование покажет, какая версия верна.

На месте катастрофы следователи смогли приступить к работе лишь в 8 утра 18 ноября, когда стало светло. То, что осталось от людей, судмедэксперты называют останками не только потому, что так принято. От 44 пассажиров и 6 членов экипажа остались маленькие обугленные фрагменты тел. Страшное зрелище. Ни родственников, ни журналистов к месту катастрофы не пустили. Как сказал министр транспорта Максим Соколов, характер катастрофы такой, что идентифицировать останки быстро не удастся. В лучшем случае пройдет неделя, в худшем - займет не один месяц.

По словам начальника Республиканского бюро судмедэкспертизы Наиля Нигматуллина, к ним на помощь прилетели коллеги из Москвы. Всего на "горячую линию" минздрава РТ позвонили 90 человек, а взять генетический материал удалось только у трех родственников.

Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков сообщил, что родственники начали прибывать 18 ноября утром в аэропорт Бегишево (Нижнекамск), и как только Казань откроет свои воздушные ворота, они ждут еще один борт. Но большинство погибших, а это 35 человек из 50, были татарстанские.

Самолет

Всего в парке авиакомпании "Татарстан" два "Боинга".Один из них - разбившийся Boeing 737-500 BBN. Всего количество мест в самолете - 117. "Боинги" такого типа в парке авиакомпаний довольно популярны, такие самолеты взлетают каждые пять минут. Эти машины давно работают в наших авиакомпаниях, таких самолетов не меньше 50.

Лайнеры этой марки выпускаются в трех сериях: "Ориджинал", "Классик" и Next Generation. К первой относятся самолеты Boeing 737-100 и -200. Они выпускаются с 1980-х годов, но уже давно сняты с производства. Серия "Классик" начата самолетом "Боинг" 737-300, который и сейчас с успехом используется на российских авиалиниях. Чартерные компании интересовала вместимость самолетов, поэтому были разработаны еще две версии - "Боинг" 737-400 и -500, здесь увеличены количество мест и дальность полетов. Для компаний-перевозчиков машины этой серии оказались золотой серединой.

Большинство машин этого класса и сейчас используются российскими авиакомпаниями. "Боинг" 737-500 обладает очень хорошими техническими характеристиками, он развивает скорость 910 километров в час, отмечают эксперты.

Потерпевший аварию самолет производства 1990 года, он соответствовал требованиям авиабезопасности, имел специальный сертификат.

Практически весь год российская авиация летала без особых инцидентов. Большая часть происшествий была связана с небольшими самолетами. В конце декабря прошлого года произошла последняя громкая катастрофа. При посадке во Внуково самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, пробил ограждение аэродрома, пересек глубокий кювет между ограждением аэродрома и проходящим вдоль него Киевским шоссе.

Первая катастрофа на территории России произошла с "Боингом" 737-500 14 сентября 2008 года. Самолет совершал регулярный рейс из Москвы в Пермь и потерпел крушение при заходе на посадку вблизи пермского аэропорта Большое Савино. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди.

Компенсации

Страховщики выплатят родственникам погибших в авиакатастрофе пассажиров по 2 миллиона 25 тысяч рублей. Ответственность перед пассажирами перевозчика застрахована в ОАО "СОГАЗ". Представитель страховщика заявил: компания готова в сжатые сроки осуществить выплаты.

С начала 2013 года в России действует закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами. Но компания "Татарстан", как и большинство авиакомпаний, заключила договор добровольного страхования ответственности в соответствии с Воздушным кодексом РФ. Такой договор у авиаперевозчика должен быть по международными требованиям. Лимит ответственности точно такой же - 2 миллиона рублей в случае причинения вреда здоровью и 25 тысяч на расходы по захоронению, пояснил президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев.

Выплаты родственникам погибших членов экипажа, как сообщили в НССО, будет осуществлять другая страховая компания - "АК БАРС Страхование" и по другим договорам. Сумма компенсации по этим договорам - 100 тысяч рублей на погибшего.

По вопросам, связанным со страховым возмещением, можно обращаться в Казанский филиал ОАО "СОГАЗ" по телефонам: (843) 222-00-49, 222-00-47, или в единый контакт-центр в Москве по номерам: (495) 780-78-80 и 8-800-333-0-888 (телефон бесплатный).

Президент Татарстана подписал указ о выделении материальной помощи родственникам погибших - по миллиону рублей.

Следствие

Вторые сутки без перерыва работают сотрудники Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ и прибывшие им в помощь специалисты из Москвы, которых привез Александр Бастрыкин.

Уголовное дело возбуждено по 263-й статье УК - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Как сказал корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Владимир Маркин, по данным следствия, самолет упал перпендикулярно земле на взлетно-посадочную полосу и взорвался.

Следователи и следователи-криминалисты СК России продолжают осмотр места происшествия, территория которого весьма обширна. Изъяты и детально изучаются видеозаписи с камер слежения аэропорта, на которых зафиксирована траектория падения судна.

Для проверки качества топлива в Москве уже изъяты его образцы.

Также следователи изымают биологические образцы для назначения геномных экспертиз с целью установления личностей погибших. Большинство из них можно опознать лишь путем сравнения ДНК. Кроме того, предстоит провести ряд других сложных экспертиз, а также допросить свидетелей и должностных лиц различного уровня.

Следователи намерены оценить своевременность, достаточность и эффективность контроля за эксплуатантом воздушного судна, полноту мер по обеспечению безопасности полетов на нем. С этой целью в авиакомпании "Татарстан" и аэропорту вылета судна уже изъята необходимая документация.

Параллельно с этим следствие ожидает отчета технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Этот отчет будет внимательно изучен, приобщен к материалам дела и будет учитываться наряду со всеми другими материалами и документами.

На вопрос "РГ", когда приблизительно можно ожидать ответа на вопрос, кто виноват, в Следственном комитете заявили вот что. После завершения работы комиссии МАК следственными органами СК России будет назначена и проведена комплексная экспертиза с привлечением специалистов, в том числе представителей компании "Боинг".

И только после этого можно будет сделать окончательные выводы о причинах авиакатастрофы, а также виновности тех или иных лиц.

Утраты

Авиакатастрофа унесла жизни 50 человек. Среди них глава республиканской ФСБ Александр Антонов. Он возвращался из служебной командировки. Выпускник журфака МГУ сделал головокружительную карьеру в КГБ, а потом и ФСБ. До того как переехать на постоянное место жительства в Казань, он служил в Липецкой области, а потом в Республике Коми. Это обычная практика - утром улетать по делам из Казани в Москву, вечером- домой.

Основное число пассажиров - это так называемые деловые туристы. И лишь небольшая часть пассажиров летела в Казань к родственникам и друзьям.

Как рассказали близкие 54-летней Резеды Фазлеевой, она летела в Казань из Америки, чтобы устроить 40-дневные поминки своему мужу. Друзья встречали в аэропорту москвичку Анну Кучеру, которая хотела посмотреть Казань.

Среди погибших в авиакатастрофе в Казани семья сотрудника ВГТРК, спортивного комментатора канала "Россия 2" Романа Скворцова - жена и дочь. Тяжести произошедшему добавляет то, что предыдущая жена Романа также погибла в авиакатастрофе. По крайней мере так пишут в социальных сетях. Роман держится. Звонить ему по понятным причинам мы не стали. Но почитали его записи в "Твиттере". Вначале совсем безысходное: "У меня один вопрос: зачем теперь жить?"

Но потом силы духа стали возвращаться к Роману. Появилось фото жены и дочери со словами "Я люблю своих девчонок". И слова: "1. Я хотел бы выразить свои искренние соболезнования родным и близким погибших в казанской авиакатастрофе. 2. Я хотел бы поблагодарить всех вас: друзей, товарищей, коллег и незнакомцев за слова, которые мне помогли..."

В списке погибших - старший сын президента Татарстана. 24-летний Ирек Минниханов не был публичным человеком. Его изредка можно было встретить на крупных спортивных мероприятиях, но никогда не афишировалось, что это сын президента.

Молодой человек получил хорошее образование, учился в Швейцарии, где и познакомился со своей будущей женой - красавицей-француженкой Антонией Гишар. В августе они отпраздновали свадьбу.

Сын президента работал в банке, часто летал в Москву на деловые встречи. Обычно жена сопровождала его в командировках, но не в последней. В декабре у молодых должен появиться первенец, и пара решила не рисковать.

Когда их друзья узнали о случившимся, сразу приехали в аэропорт. Для Ирека и всех погибших в авиакатастрофе они привезли огромный букет роз. Цветы и свечи в аэропорту появились поздно ночью рядом со списком погибших. Утром их стало еще больше.

Президент Татарстана Рустам Минниханов приехал в аэропорт уже за полночь. Он не общался с прессой. Несмотря на личное горе, президент Татарстана отвечал "спасибо" на все соболезнования, которые ему выражали в "Твиттере".