- Когда перекрыли железнодорожный переезд, который соединяет Володарский и Бежицкий районы, я две недели чуть не выл, - вспоминает Михаил Нечипоренко, который использует свой автомобиль как служебный. - По этой причине сразу усилились заторы в Советском районе. Пятикилометровые пробки образовывались почти каждый день. Пассажиры выходили из маршруток и шли пешком - так получалось быстрее.
Вопрос об ущербе, который несет город из-за пробок, специалистов отдела транспорта администрации Брянска застал врасплох: никаких исследований здесь не проводили. Между тем в Москве еще пять лет назад ГИБДД заказала анализ, который должен был показать, во что обходятся бесконечные заторы. Тогда эксперты насчитали сумму около 40 миллиардов рублей. Число машин с той поры только выросло, потери - тоже. Несет их и Брянск.
- В столице анализ провел автомобильно-дорожный институт, но у нас таких возможностей не было, - рассказал корреспонденту "РГ" представитель общественной организации брянских автомобилистов Константин Мельников. - В Москве исходили из потерь времени на передвижение и отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Экологические последствия мы решили не учитывать, здесь действительно нужны целые диссертации. По нашему мнению, это вообще просчитать невозможно: попробуйте определить, как скажется загазованность улиц на состоянии деревьев, и как, в свою очередь, нехватка зелени отразится на здоровье жителей. А вот с экономическими потерями от заторов разобраться проще.
Экспертов интересовали не только потери времени, но и то, сколько лишнего топлива сжигают автомобилисты, застряв на дорогах.
- Понятно, что многое зависит от маршрутов, по которым ездят водители, - поясняет Константин. - Брали усредненные цифры. Кстати, когда мы начали подсчеты, невольно задумались об удобстве самой дорожной сети. Даже без пробок она отбирает много времени у горожан. Альтернативных путей почти нет, город прорезают лишь несколько узких дорог, а объездная, хотя ею стали пользоваться охотнее, слишком далека.
Потери времени эксперты выразили в рублях, умножив этот показатель на величину средней почасовой оплаты труда, а к полученному результату добавили затраты на бензин, израсходованный простаивающими автомобилями. В итоге получилось пять миллиардов рублей в год. Столько примерно, по словам Константина Мельникова, и стоят брянские пробки.
- Собственно, эта цифра соотносится со столичными потерями, если учесть размеры и численность населения. Но Брянску, где живут 430 тысяч человек, на наш взгляд, стыдно барахтаться в пробках. Это маленький город по европейским масштабам, и в нем везде должен быть свободный проезд.
Еще два года назад власти Брянска заявили, что избавят горожан от опостылевших заторов. Чиновники учредили казенное предприятие "Центр организации дорожного движения", которое должно было стать своего рода регулировщиком, заняться дорожной разметкой и светофорами. Однако идея не оправдалась, да и иначе и быть не могло, потому что за это время не появилось ни одной дороги и ни одного подземного перехода. Не произошло и подвижек в улучшении освещенности дорог, из-за которой в утренние и вечерние часы снижается средняя скорость движения.
Власти города уже не раз обещали построить альтернативную дорогу, соединяющую Фокинский и Володарский районы. Смета работ росла сообразно ценам, но и сейчас она не превышает полутора миллиардов рублей. На столько же потянет и возведение моста на въезде в Бежицкий район. В относительно скромную сумму - около 250 миллионов - обойдется путепровод около вокзала Брянск-I, где тоже образуются заторы. И все это позволило бы снять напряжение на городских магистралях.
- Получается, что только годовые потери от пробок перекрывают затраты на эти проекты, - говорит Константин Мельников. - Другими словами, борьба с заторами может стать очень выгодным делом. Правда, выгодным для горожан, а не отдельно взятых чиновников.
Научно-технический холдинг из Тулы представил на XX Всемирном Конгрессе по интеллектуальным транспортным системам в Токио систему использования электронных госномеров для борьбы с пробками на дорогах. Выставочный стенд из России, несмотря на скромные размеры и соседство со всемирно известными компаниями, не остался незамеченным. По словам доцента кафедры радиоэлектроники Тульского госуниверситета Игоря Мацура, предложенная идея действительно оказалась новшеством мирового уровня.
Помимо возможностей автоматического регулирования дорожного движения привлекательными оказались и другие стороны разработки. Так, японцам понравилось, что все основное оборудование спрятано под землю, и нет необходимости вешать электронику на придорожные столбы, которые и так сильно перегружены. Представителям США приглянулась перспектива использовать сканирование номеров, "завязанное" на банковскую карту, для оплаты счетов, в том числе за проезд по платным дорогам. Большой интерес вызвали возможности стимулирования безопасности движения, поскольку дорога сама определяет местонахождение каждого чипованного автомобиля, фиксирует все нарушения ПДД и наказание за них становится неотвратимым.
Тем не менее известная австрийская фирма, специализирующаяся на строительстве дорог, уже предложила партнерство. А на выставке в США по развитию городской инфраструктуры тульская компания будет выступать совместно с муниципалитетом Майами - мэрия американского города готова внедрить это ноу-хау и выходит на поиск инвесторов.