Назван победитель всероссийского конкурса "Воспитатель года-2013"

Воспитатель детсада N 37 "Лесная сказка" из Новоуральска Свердловской области получил главный приз - "Хрустальную жемчужину". Олег Скотников рассказал корреспонденту "РГ", что пойти работать в детский сад он решил во время службы на подводной лодке.

Олег Александрович, среди 60 финалисток вы единственный представляли сильную половину человечества. Не это ли стало главным в выборе жюри?

Олег Скотников: Со мной вместе за приз боролись прекрасные педагоги, они настоящие красавицы и мастерицы своего дела, вряд ли кто-то из них работает хуже меня. Почему жюри решило отдать приз мне, не знаю. Важно другое: воспитание должно не быть однополым. Мужчина никогда не даст того, чему научит женщина. Но и его никто из дам заменить не сможет. Поэтому и в школах, и в садиках обязательно должны быть в том числе и мужчины.

Как вы сами попали на работу в детский сад?

Олег Скотников: Срочную службу я проходил во флоте, на подводной лодке. К тому времени уже успел окончить металлургический техникум. Три года. Замкнутое пространство. Все это наводило на мысли о будущей жизни. И очень захотелось иметь дело с более тонкой материей. Так решил, что пойду учиться на педагога.

Когда демобилизовался, поехал поступать в пединститут в Екатеринбург. Выбрал факультет, где готовили учителей начальных классов и воспитателей интернатных учреждений. Изначально хотел пойти именно воспитателем в интернат. Но потом осознал, что это не мое. И пошел работать учителем.

А вам, главе семьи, ваших доходов хватает? Профессия воспитателя благородная, но не самая денежная. Как выкручиваетесь?

Олег Скотников: У меня рабочий день 5,5 часа. А потом веду платные подготовительные курсы для детей, не посещающих детские сады. Готовлю руку и логическое мышление. Это хорошая подработка, так что на жизнь хватает. На одну зарплату воспитателя прожить было бы очень трудно.

Вам не понравилось быть школьным учителем?

Олег Скотников: Я начинал работать комбинированном учреждении детский сад - школа. Тогда появились самые первые компьютеры, и нам спонсоры закупили первую партию. Осваивать новую технику выпало мне - единственному мужчине. Я стал преподавать информатику в младших классах и в детском саду.

Восемь лет назад меня пригласили на работу в только что открывшийся детсад с хорошим новым компьютерным игровым комплексом. Так что я не чистый воспитатель, скорее воспитатель-специалист, воспитатель-информатик.

Как живется мужчине-воспитателю? Жена над вами не подсмеивается?

Олег Скотников: Мы с супругой познакомились еще в университете, вместе его оканчивали. На третьем курсе у нас родился сын. Сейчас он уже большой - 22 года. Жена - замдиректора школы по начальным классам. Все понимают, что я могу проявить в этой профессии свое творчество. У меня на работе не бывает двух одинаковых дней - дети непредсказуемы, всегда преподносят сюрпризы. Я живу вместе с прекрасными малышами, которые всегда хотят, чтобы с ними играли, их занимали, общались. И это приносит огромное удовольствие.

А как на воспитателя-мужчину реагируют родители?

Олег Скотников: У нас город небольшой, поэтому все как на ладони, очень хорошо работает сарафанное радио. Меня просто уже все знают. Потом, я же группу не веду, я преподаю информатику. Несколько раз приходилось, конечно, заменять приболевших коллег. Но это другая работа, не уверен, что хотел бы ею постоянно заниматься. Я все-таки не вытираю детям носы, я занимаюсь их развитием.

Какие самые большие сюрпризы преподнесли вам малыши?

Олег Скотников: Да много всего было. Например, однажды ко мне подошла девочка и сказала: "Олег Александрович, станьте моим папой, а?!". Вот тут я растерялся. Вообще при работе с детьми надо быть готовым ко всему. Они непредсказуемы.

Чем кроме компьютеров занимается с детьми воспитатель по информатике?

Олег Скотников: Во-первых, мои занятия проходят в основном не за компьютером. Ко мне группа приходит на 30 минут. А перед экраном малыш может сидеть не больше 10 минут. Поэтому сначала мы занимаемся в игровой комнате, я рассказываю им всякие интересные вещи. И только в самом конце они ненадолго садятся к компьютеру.

Здесь, на конкурсе, компьютеров не было вовсе. Я показывал "Треугольные чудеса". Мы складывали из нескольких треугольников разные фигуры. Это не был урок геометрии - просто по ходу действия сказки дети помогали героям выполнить задания.

Кроме того, я играю на гитаре, очень люблю петь детские песни. Когда был студентом, ездил на конкурсы КСП. А теперь сочиняю мелодии на стихи других поэтов, и пою их с детьми. Ребятам очень нравится.

Вас наверняка будут встречать всем городом как триумфатора. Готовы к этому?

Олег Скотников: Лучше бы все это поскорее закончилось. Меня ждут дети, я и так уже неделю пропустил, пока был у вас в Москве на конкурсе.

Компетентно

Олег Скотников стал победителем четвертого конкурса "Воспитатель года". На него собираются лучшие дошкольные педагоги, победившие в соревнованиях в своих регионах. В этом году в заключительном этапе приняли участие 60 человек: 48 воспитателей, по трое логопедов, трое музыкальных руководителей и по двое педагогов дополнительного образования, психологов и инструкторов по физкультуре.

Лейтмотивом конкурса стала фраза, которую постоянно произносили члены жюри: "Именно от вас зависит, какой будет Россия через тридцать лет".

Самым ответственным туром конкурса стало практическое занятие. Конкурсантов распределили на группы по десять человек и отправили в шесть московских детских садов. Там им предстояло впервые поработать с незнакомой группой и провести с малышами занятие. Эксперты оценивали каждый шаг и слово педагога, выставляли свои оценки.

- На конкурсе не было обстановки жесткой конкуренции и соперничества, наоборот, все были невероятно доброжелательными друг к другу, старались помогать коллегам, учиться друг у друга, - отметила председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова. - Мы в очередной раз показали сами себе и всему миру, что в России работают прекрасные педагоги, в том числе и дошкольного образования.

Тем не менее в любом конкурсе должен быть победитель. После долгого обсуждения жюри выбрало Олега Скотникова. Может быть, получилось и не очень по-джентльменски - единственный мужчина не пропустил вперед себя ни одну прекрасную даму, зато никто не возражал.

- Этот год особенный для всей системы дошкольного воспитания, - заявила первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. - Впервые детские сады становятся ступенью общего образования. Принят федеральный стандарт дошкольного образования. Наше будущее формируется у малышей, с которыми в стране работают 500 тысяч воспитателей. И лучшие из них приехали на этот конкурс. От каждого воспитателя очень многое зависит. И мне очень приятно, что главный приз - "Хрустальную жемчужину" - получил такой классный педагог и достойный человек.

Первая десятка

Лауреаты конкурса

Евгения Бескоровайная, воспитатель детского сада N 25 "Пчелка" станицы Брюховецкой Краснодарского края

Ирина Власова, воспитатель гимназии N 1409 Москвы

Наталья Загер, воспитатель детского сада N 18 Санкт-Петербурга

Оксана Морозова, воспитатель детского сада N 140 Красноярска

Татьяна Рослякова, воспитатель Центра развития ребенка "Гнездышко" Заполярного района Ненецкого автономного округа

Елена Савельева, воспитатель детского сада N 32 Мурманска

Елена Сазонова, педагог дополнительного образования детского сада "Северное сияние" Ханты-Мансийского автономного округа

Олег Скотников, воспитатель детского сада N 37 "Лесная сказка" города Новоуральска Свердловской области

Светлана Солодова, музыкальный руководитель детского сада N 147 города Челябинска

Шолбан Хомушку, воспитатель Центра развития ребенка N 29 города Кызыла, Республики Тыва

Кстати

- Ко мне часто приходят родители и спрашивают, можно ли позволять ребенку играть на компьютере, - рассказывает Олег Скотников. - Всем объясняю, что можно, что лучше установить игры с интеллектуальной направленностью. Ни в коем случае никаких "догонялок", "стелялок", насилия быть не должно. Дети и так перегружены негативной информацией. Дополнительные агрессивные переживания из игры им совершенно ни к чему. Надо прививать интерес к интеллектуальным занятиям.

Еще меня спрашивают, не вреден ли компьютер для ребенка. До четырех лет действительно лучше не стоит. Потом можно, но не увлекаясь, небольшими промежутками. Малышу лучше дать планшет или посадить за настольный компьютер: ноутбук требует слишком статичной и неудобной позы. Еще важно научить гимнастике для глаз, объяснить, что от экрана надо постоянно отвлекаться.