Такие выводы сделали эксперты, прочитав первый отчет Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Почему командир не взял штурвал "на себя", чтобы выйти из пике и уйти на второй круг? Пока неизвестно. Запрос о втором круге пилот сделал, поскольку первая попытка приземлиться оказалась неудачной. И оценил положение самолета как "непосадочное", доложив диспетчеру.
Но, получив разрешение, повел себя странно. Второй пилот в это время в ситуацию не вмешивался. Таковы, по крайней мере, данные параметрического самописца, расшифрованного МАКом. Поначалу действия экипажа были грамотными, рассказали "РГ" эксперты-авиаторы. Они теряются в догадках, что же заставило летчиков изменить поведение. С момента начала ухода на второй круг до окончания записи "черного ящика" прошло около 45 секунд, следует из отчета МАК.
Возможно, истинные причины еще удастся выяснить. Пока же известно только следующее. После того как диспетчер дал добро идти на второй круг, самолет начал тормозить двигателями. Он снизил скорость до 125 узлов, указывает МАК. А потом пилот подал штурвал "от себя", чтобы уменьшить угол тангажа (угол между продольной осью судна и горизонтом). Самолет стал набирать скорость. До этого момента все действия экипажа были корректными.
Затем, вместо того чтобы выровнять самолет и уйти на второй круг - а для этого надо было потянуть штурвал "на себя" - командир продолжил пике. Угол тангажа увеличивался вместе со скоростью, она достигла 450 километров в час. Последние 20 секунд самолет находился в крутом пике. Но ни командир, ни второй пилот даже не пытались из него выйти. При этом, по данным МАК, никаких отказов в работе двигателей и другого оборудования на борту не было. "Силовые установки работали вплоть до столкновения самолета с землей. Разовых команд, характеризующих отказы систем и агрегатов самолета и двигателей по результатам предварительного анализа не выявлено", - пишут эксперты МАК.
Прояснить ситуацию и найти истинные причины аварии будет сложно. Судя по записи, которая велась на земле, переговоры с диспетчером закончились запросом захода на второй круг. По данным с места катастрофы, остались фрагменты тел пилотов. Эксперты обязаны будут взять анализ на наличие у них в крови алкоголя и психотропных веществ. Вряд ли он даст положительный результат, предполагают эксперты. Рейс - оборотный, в Домодедово пилоты, скорее всего, даже не выходили из самолета. Не исключено, что кому-то из пилотов в экстренной ситуации просто стало плохо, не исключают и такой версии эксперты. Но и ее проверить будет непросто.
Техническая комиссия МАК на месте авиационного происшествия продолжает изучать документацию авиакомпании, в том числе и по подготовке экипажа. К расследованию привлечены высокопрофессиональные пилоты, умеющие управлять "Боингом". Изучается документация авиакомпании, среди которой и информация по техническому обслуживанию самолетов и поддержанию их летной годности в соответствии с международными правилами. Анализируется информация наземных средств объективного контроля, данные метеообстановки и обслуживания воздушного движения.
Одна тысяча экспертиз от следствия. Столько назначено идентификаций останков погибших. У тридцати шести потерпевших уже взяты образцы генетического материала. Можно сказать, что от каждого пассажира остались какие-то фрагменты.
Такие исследования проводятся Следственным комитетом.
Вчера корреспонденту "РГ" официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин рассказал, что успело с понедельника сделать следствие.
Дело из-за большого числа погибших ведет ГСУ - Главное следственное управление.
Кроме того, в рамках расследования изъяты три диска с записями. Это аудиопереговоры диспетчера с экипажем, запись с экранов мониторов диспетчеров и запись с камер слежения их работы.
Все эти записи будут тщательно изучены, проанализированы следователями и экспертами.
Уже назначена судебно-химическая экспертиза топлива, изъятого с места заправки лайнера в аэропорту Домодедово. Эта экспертиза будет проведена специалистами государственного Научно-исследовательского института гражданской авиации.
В ходе осмотра места происшествия, который, кстати, до сих пор не окончен, из земли извлекли двигатель "Боинга".
Подготовила Наталья Козлова
Полная картина технического состояния всех агрегатов лайнера и их работоспособности во время полета будет получена после окончательной расшифровки информации, сохранившейся в параметрическом регистраторе, и анализа данных с земли. Однако один из бортовых самописцев оказался настолько поврежденным, что был утрачен носитель информации - магнитная лента, на которой записаны переговоры членов экипажа между собой и с наземными диспетчерскими службами. Это затруднит расследование причин авиакатастрофы. Как рассказали корреспонденту "РГ" в Межгосударственном авиационном комитете, в речевом самописце "Боинга-737" отсутствовал защищенный лентопротяжный механизм вместе с магнитной пленкой. То есть утрачен один из важнейших элементов объективного контроля.
Возможно, речевой самописец от сильнейшего удара о землю разрушился, и кассета с записью переговоров экипажа вылетела на летное поле, затерявшись среди обломков самолета. Специалисты очень внимательно осматривали место крушения, но лентопротяжного механизма не нашли. Не исключено, что его вывезли с фрагментами самолета до того, как нашли сами "черные ящики". Впрочем, все уцелевшие фрагменты лайнера хранятся до завершения расследования. Так что, если магнитная лента не сгорела, ее обязательно найдут. Запись на бортовых самописцах ведется на магнитную ленту или магнитную проволоку. В последнее время стали применять твердотельные носители информации. "Боинг-737" был выпущен более двадцати лет назад, поэтому на нем стояли старые модели самописцев с магнитными носителями. Как правило, информация в самописцах хранится до следующего полета. Если предыдущий прошел нормально, то вся запись о нем стирается. Если случилась авария, то записи регистраторов позволяют восстановить картину ЧП. Конструкция самописцев рассчитана на запредельные перегрузки, поэтому при любых катастрофах информацию удается сохранить, а потом расшифровать. Разрушение речевого самописца в Казани свидетельствует о том, что удар самолета о землю был чрезвычайно сильным. Действительно, очень редко пассажирские лайнеры падают, подобно авиабомбе, вертикально. Обычно они все-таки планируют и даже разрушающие удары бывают скользящими - в этом случае перегрузки не способны повредить особо прочный корпус самописцев.
Подготовил Сергей Птичкин