17 ноября 1970 года первый самоходный аппарат "Луноход-1" прокатился по Луне на колесах харьковской разработки. Но в газеты той поры не просочилось ни одного реального имени специалистов, этот уникальный заказ осуществивших. Лишь сегодня главный конструктор проекта Юрий Гирш может рассказать о секретном спецзадании во всех деталях.
Юрий Олегович, думали ли вы о том, что когда-нибудь сможете вывесить колесо первого советского лунохода в собственной квартире?
Юрий Гирш: Сорок лет назад такие мысли и в голову бы не пришли. Под строгой секретностью были не только чертежи и конструкторские бюро, работавшие на космос, а и фамилии инженеров, причастных к спецразработкам. И даже на предприятии-изготовителе суть нашей работы знали далеко не все. Сделать "лунное колесо" на память удалось только после перестройки - принцип сборки помнил с секретных времен, а оставшиеся после развала Союза детали из "закрытых" складов были перемещены на велозавод как не представлявшие больше государственной тайны. Не тайна сегодня и то, как создавалась первая лунная машина, за которую главный конструктор А. Л. Кемурджиан получил Государственную премию, а рядовые разработчики - премию в 500 рублей и часы от министра.
Почему важное правительственное задание было дано именно харьковским велостроителям?
Юрий Гирш: У специалистов Ленинградского НИИ, которые должны были разработать "Луноход-1", возникла проблема ходовой части. Спускаемый с космической станции аппарат должен иметь легкое и вместе с тем сверхнадежное шасси. Зачем придумывать велосипед? Такое колесо уже есть - в велосипеде: большой запас прочности при малом весе. А разработкой велосипедов в Советском Союзе занимался Харьков, вот и отдали заказ нам. Центральное КБ по велостроению было головной организацией в СССР по разработке велосипедов, была создана в 1954 году при Харьковском велозаводе.
А почему - колесо, а не гусеницы, например?
Юрий Гирш: Поначалу пробовали сделать гусеничные шасси, как у танка (начальник ЦКТБ Василий Матюхин был специалистом по подвескам и работал в свое время вместе с Кошкиным над созданием танка Т-34). Но потом от идеи гусениц отказались. Конструкция получалась громоздкой, к тому же - на шарнирах, которые не смогли бы работать в условиях космического вакуума. Еще разработчики обдумывали вариант гибкой ленты. Зная только температурный режим, в котором предстоит работать луноходу (плюс-минус 150 градусов), конструкторы решали задачу со многими неизвестными. Главной загадкой в ту пору был состав лунного грунта (бур, за который ленинградские разработчики получили самую важную премию страны, извлек первый образец позже). Одно дело, думали конструкторы, если на Луне - песок, другое - если камни. Наиболее удачным решением оказалось колесо. Делали его из алюминия, титана и стали. Производством деталей, в основном, занимались ленинградские коллеги из ВНИИтрансмаш. В Харькове выпускали только стальные спицы, а из Киева привозили сетку из нержавейки на обода. Собирали колеса по последнему слову науки вручную, поскольку требовалась филигранная балансировка. Только титановые детали (заклепки на колеса привозили из Ленинграда) собирал специальный антимагнитный инструмент, тоже присланный ленинградцами. Внимание к харьковской части работ было особым, ведь все восемь колес лунохода были ведущими. Если какое-то вышло бы из строя, то остальные должны были бы оставить аппарат на ходу. Каждое лунное колесо выдерживало до полутонны веса! Камни, бревна и песок были нашим изделиям нипочем.
В ту пору вы были главным инженером ЦКТБ велостроения. Как работалось над секретным заказом?
Юрий Гирш: Это была работа в белых перчатках. Их (как и белые халаты) обязали носить всех сотрудников опытного производства, где поддерживалась почти стерильная чистота. Для лунохода нужно было изготовить восемь колес, а сделали несколько сотен (разного диаметра и конструкции), пока не остановились на оптимальном варианте. Заказ на секретную разработку поступил в 1964 году, а на то, чтобы понять, какими эти невиданные колеса должны быть, ушло три года. Оценить же результат удалось только через 6 лет, когда первый луноход на харьковских колесах прекрасно выполнил свои задачи на Луне, отработав 300 дней - втрое больше запланированного. Всего было выпущено от 200 до 300 колес для лунохода, но в космос полетели только 16 - на "Луноходе-1" в 1970 году и на "Луноходе-2" в 1973-м.
Первый запуск лунохода прошел неудачно?
Юрий Гирш: На 47-й секунде полета ракетоноситель взорвался. Обломки упавшей станции собрали и останки лунохода проверили - цел ли? Оказалось, что мотор и колеса, хоть и покорежились, но остались в рабочем состоянии. Это было феноменально.
Говорят, вы за "лунные колеса" получили земные?
Юрий Гирш: 17 ноября 1970 года наш аппарат прилунился в районе Моря Дождей и за три месяца преодолел более 5 км пути по Лунной поверхности. Государственная комиссия оценила "разработку века" скупым, но очень дорогим для нас выводом, что "система шасси обеспечила выполнение возложенных на нее задач". Мне за луноход разрешили без очереди купить первую модель "Жигулей", на которой езжу по сей день.
Космическое агентство США официально пригласило всех желающих принять участие в разработке международной стратегии исследования Луны, где обнаружены значительные запасы изотопа гелия, с которым связаны надежды на создание мощных и чистых термоядерных электростанций. Так что украинский опыт создания лунного модуля для разрабатывавшегося в СССР проекта достижения Луны советским пилотируемым космическим кораблем может еще послужить человечеству.
Материал опубликован в "Российской газете в Украине".