Сегодня часто говорят, что, если раньше у каждого оркестра был свой собственный голос, теперь они все больше похожи друг на друга и каждый постепенно теряет лицо. Угрожает ли такая опасность вашему оркестру?
Клеменс Хеллсберг: Мы часто обсуждаем этот вопрос, он касается не только оркестров. Это издержки глобализации. Оркестры действительно звучат все более похоже друг на друга. Мы стараемся сохранить свой звук. В первую очередь это типично венские гобои и валторны - у нас они звучат, как больше ни у кого. Cпецифика нашей игры в том, что мы стараемся не жертвовать глубиной, красотой, качеством звука ради внешнего блеска, не играть слишком агрессивно.
На пресс-конференции вы назвали симфонии Бетховена основой репертуара вашего коллектива. Как меняется репертуар со временем?
Клеменс Хеллсберг: Оркестр был основан в 1842 году. Если отсчитывать репертуар современного оркестра, скажем, от Бранденбургских концертов Баха, получится около трех веков. Это значит, что к моменту основания оркестра репертуар охватывал столетие с лишним и теперь вырос почти втрое. И нам все труднее держать в поле внимания весь спектр. Мы стараемся делать программы как можно разнообразнее и в то же время не забывать об основе: Гайдн, Бетховен, Моцарт...
Однако есть оркестры, в том числе в Москве, руководители которых остановились на Равеле, максимум на Шостаковиче, и не видят в этом проблемы.
Клеменс Хеллсберг: (Смеется.) Как музыкант я не могу этого понять. Богатство репертуара - наше счастье. Музыканту необходимо быть любознательным по отношению к музыке. Моя жизнь лишилась бы чего-то важного, перестань мы играть французскую, русскую, венгерскую музыку, не говоря уже про Сибелиуса. Почти каждый год мы стараемся заказывать и исполнять новые сочинения.
Вы упомянули молодых оркестрантов; верно ли, что к некоторым из них должности переходят по наследству от родителей?
Клеменс Хеллсберг: Отчасти да, например, мой старший сын играет в оркестре. (Смеется.) Он тоже с нами в турне, играет в группе вторых скрипок.
Верно ли, что финансирование оркестра происходит без привлечения спонсорских средств?
Клеменс Хеллсберг: Не совсем, наш эксклюзивный спонсор - Rolex. Но у нас действительно нет ни других спонсоров, ни частных субсидий: несколько лет назад мы отказались от них. Не такие уж ощутимые суммы, а нам хотелось сохранить независимость - для нашего оркестра это важнее денег. От экономического кризиса в любой стране в первую очередь страдает культура. И мы решили обезопасить себя от ситуации, когда кто-то из спонсоров вдруг не сможет нас поддержать.
Оркестр работает со многими дирижерами, как вы выбираете их?
Клеменс Хеллсберг: В первую очередь мы ищем тех, с кем могли бы установить длительные отношения. Часто это удается. Например, Зубин Мета впервые дирижировал оркестром в 1961-м - 52 года назад. Лорин Маазель с нашим оркестром уже 51 год, Жорж Претр - 50, Риккардо Мути - 41. Мы продолжаем искать и тех, с кем еще не работали. В Вену приезжают почти все ведущие оркестры и дирижеры мира. Мы прислушиваемся к рекомендациям солистов и дирижеров - наших коллег из Государственной оперы, консультируемся с промоутерами, журналистами, агентствами. Сейчас, например, мы очень довольны сотрудничеством с Андрисом Нелсонсом.
Вы сказали, как оркестр ценит независимость; принципы его существования неизменны или меняются со временем?
Клеменс Хеллсберг: Оркестру 171 год. Самый главный его принцип - в том, что артисты оркестра сначала должны поработать в Венской опере. Два других - независимость и самоуправление. Надеюсь, они сохранятся и в дальнейшем, поскольку их действенность доказана всем сроком жизни оркестра. В Австрии за это время сменилось не менее пяти политических систем: монархия, Первая республика, национал-социализм, послевоенное десятилетие, Вторая республика. А принципы существования оркестра не изменились.
Ждут ли оркестр в этом сезоне другие масштабные проекты, подобные бетховенскому циклу?
Клеменс Хеллсберг: Каждый год наш оркестр традиционно проводит неделю в Токио и неделю в Нью-Йорке, в следующем году этой традиции 25 лет. Еще более важная дата 2014 года - сто лет с начала Первой мировой войны, и мы посвящаем ей семь концертов в Нью-Йорке, проведем симпозиум, посвященный эпохе между двумя мировыми войнами. Существенное для нас событие состоится 28 июня: за сто лет до этого был убит эрцгерцог Франц Фердинанд, и в тот день мы дадим концерт в Сараеве. Для нас это очень важно.