К примеру, многие индустриальные проекты по строительству и модернизации производства не подходят под параметры ни одного института развития как по своим размерам, так и по качественным характеристикам. Причем подобных проектов сейчас достаточно много в различных отраслях экономики России. Их активная реализация могла бы обеспечить модернизацию российской экономики, подъем производства. Но эти проекты не могут быть профинансированы даже частично на средства институтов развития. А это, в свою очередь, препятствует привлечению средств инвестиционных фондов и стратегических инвесторов.
Действующие сегодня институты развития можно условно поделить по основным стадиям жизненного цикла проекта.
Так, на стадии НИОКР действуют такие институты развития, как Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонда "Сколково"), Российский фонд технологического развития и другие. Они осуществляют поддержку малого и микробизнеса небольшими суммами.
На стадии внедрения инноваций и создания новых производств действуют тоже сразу несколько институтов развития. Это региональные венчурные фонды, которые делают ставку на небольшие высокорентабельные проекты, размер финансирования в среднем до 30 млн рублей. Венчурные фонды РВК отбирают высокорентабельные проекты на условиях приобретения доли в уставном капитале по узкому перечню отраслей (биотехнологии, ИТ-технологии и другие высокотехнологичные отрасли). Венчурные фонды РВК и региональные венчурные фонды, будучи созданы в основном на деньги государства, действуют в своих коммерческих интересах.
В свою очередь "МСП Банк" основные средства направляет на кредитование малого и среднего предпринимательства через банки-партнеры, причем размер кредита составляет до 60 млн рублей в один проект, а при наличии патентов у инициаторов проектов - до 150 млн руб. Есть важный нюанс - кредиты через банки партнера этого института развития можно получить только действующим предприятиям. Открывающим свой бизнес просьба не беспокоиться.
На инновационные проекты "заточена" корпорация "Роснано", которая финансирует коммерчески эффективные крупные инновационные проекты в сфере нанотехнологий на условиях приобретения доли в уставном капитале.
Только по-крупному вкладываются Внешэкономбанк и недавно созданный Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), которые ориентированы исключительно на крупные инфраструктурные проекты (от 1,5-2 млрд рублей).
В итоге индустриальные стартапы, то есть проекты размером от 150 млн до1 млрд руб., ориентированные на новое промышленное строительство, сегодня не могут быть профинансированы ни одним институтом развития, так как требуемые суммы не укладываются в предложения институтов развития. В "вилке" спроса индустриальных предприятий заложена стоимость строительства среднего завода, горно-обогатительного или агропромышленного комбината. Однако поддержки среди действующих институтов развития эти проекты не находят. Таким образом, на практике происходит отрыв институтов развития от действительных потребностей бизнеса.
В данной ситуации для повышения эффективности деятельности институтов развития и ликвидации разрыва в суммах, которые могут предоставить институты развития, предлагается в первую очередь увеличить лимит кредитования "МСП Банк" до 400 млн рублей в один проект без наличия патента.
Сейчас через "МСП Банк" предприятие может получить кредит через банки-партнеры от 60 до 150 млн руб. Между тем строительство завода в зависимости от отрасли требует от 300 млн руб. до 1 млрд руб. На наш взгляд, в этой связи целесообразно увеличить лимит кредитования "МСП Банк" до 400 млн руб. Эта цифра отражает среднюю потребность в минимально необходимом размере кредитных ресурсов при организации новых производств.
Кроме того, не лишним было бы предусмотреть возможность для "МСП Банка" выдавать гарантии для кредитования индустриальных стартапов малого бизнеса.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России N 143 от 21.04.2013 "МСП Банк" будет выдавать гарантии только для действующего среднего бизнеса. Получается, что индустриальные же проекты, инициированные малым и микробизнесом (строительство завода или фабрики) данным институтом развития не рассматриваются.
Также необходимо проанализировать институты развития на предмет эффективности их деятельности. Во всех странах, где действуют институты развития, их деятельность оценивается по объему профинансированных ими проектов с учетом средств, потраченных на содержание институтов развития.
И, наконец, следует обеспечить координацию всех существующих элементов российской инвестиционной системы. Для этого, к примеру, можно создать Национальное инвестиционное агентство России (НИАР), главной задачей которого должна стать реализация национальной инвестиционной стратегии, координация всех существующих институтов развития.
Подобные агентства созданы и успешно работают во многих странах мира. Это либо государственные, либо частно-государственные учреждения, созданные правительствами и работающие под их контролем.
В ассоциацию поступают различные проекты для инвестирования, в самых различных отраслях, причем суммы фигурируют разные - на строительство и модернизацию производства, расширение бизнеса, покупку-продажу активов, реструктуризацию долга и другие производственные цели. Затем осуществляется анализ этих проектов и лучшие из них рекомендуются для инвесторов. Координация всех элементов инвестиционной системы страны является важным условием улучшения инвестиционного климата.