- Минус четыре и небольшой снежок - этим северодвинцев не испугаешь, - обрисовала ситуацию руководитель пресс-службы верфи Екатерина Пиликина. Но среди провожающих, по ее словам, были и те, кого северянами не назовешь - офицеры группы наблюдения ВМС Индии, работавшие в Северодвинске, их жены и жены военных моряков из экипажа авианосца.
Было еще темно, когда на палубе корабля с горящими прожекторами и поднятыми флагами расцвечивания выстроились свободные от вахты моряки, прозвучали гимны России и Индии, а коммодор Сурадж Берри от имени экипажа и своей страны еще раз поблагодарил корабелов за работу, а город и его жителей за гостеприимство. И попрощался со всеми на русском языке.
Затем с помощью буксиров "Севмаша" и "Звездочки" авианосец бережно отвели от причальной стенки и развернули на выход в море. Эта операция, по словам Екатерины Пиликиной, впервые была проведена исключительно силами двух заводов. В самый ответственный период прохождения корабля по северодвинскому выводному каналу на мостике авианосце в качестве военного лоцмана находился капитан 1 ранга Игорь Рябко (с начала испытаний и до официальной передачи корабля ВМС Индии был командиром российского экипажа). В помощь лоцману была задействована также группа контроля положения корабля "Бриз".
Благополучно миновав выводной канал, авианосец занял место в точке якорной стоянки. Здесь он будет заправлен топливом и пройдет таможенные процедуры. Затем - путь в Баренцево море и Мурманск, где корабль встретят индийский танкер сопровождения и фрегат. И уже оттуда, выйдя за пределы российских территориальных вод, "Викрамадитья" под командой Сураджа Берри возьмет курс на индийский порт Карвар.
По предварительным расчетам, переход до места назначения займет 45-50 дней - если пойдут через Суэцкий канал. Если вокруг Африки - еще плюс 10-12 ходовых суток. Но независимо от маршрута экипажу и кораблю предстоит помимо прочего весьма серьезная работа по проверке систем кондиционирования в условиях тропического климата, когда холодильные машины и кондиционеры всех назначений придется врубать, что называется, на полную катушку. В условиях Заполярья даже при очень жарком лете таких условий, как ни старайся, создать невозможно.
Отчасти по этой причине вместе с экипажем военных моряков к берегам Индии отправится команда заводских специалистов. Заместитель генерального директора "Севмаша" Сергей Маричев, слова которого цитирует пресс-служба верфи, назвал сегодня их точное число - 177. Эти люди участвовали в испытаниях и досконально знают устройство всех систем корабля, чтобы в случае необходимости оказать техническую помощь индийскому экипажу во время длительного перехода.
"Часть из них, - пояснил Маричев, - останется в Индии, в порту приписки, для гарантийного обслуживания, которое мы будем осуществлять в течение года. После этого планируем заключить с индийской стороной контракт на сервисное обслуживание корабля на срок от 20 до 40 лет".