В Беларуси обязательный утилизационный сбор до сих пор отсутствует, и прежде она была освобождена от его уплаты при поставке техники в Россию. Партнеры по Союзному государству опасаются, не окажутся ли ущемленными их автозаводы? Сейчас идут напряженные переговоры и поиски приемлемых вариантов.
В принципе против платы за утилизацию отслуживших свое автомобилей никто в Беларуси не выступает. Всем понятно, что автохлам наносит немалый экологический урон. Так считает и генеральный директор холдинга "БелГАЗавтосервис" Михаил Супрунович, с которым встретился обозреватель "СОЮЗа".
Не дожидаясь пока государство примет соответствующие законодательные акты, это предприятие, активно продвигающее на белорусском рынке грузовики и другую технику российского ОАО "ГАЗ" и организовавшее ее совместное производство в Беларуси, в инициативном порядке доплачивает своим покупателям за сданные в утиль старые автомобили.
В этом году таких сделок будет три сотни. Негусто на два миллиона единиц белорусского автопарка.
Михаил Супрунович поясняет:
- Было бы неплохо, чтобы государство поддержало автовладельца, сдавшего старье на переработку, небольшой премией, как это было в России. Но и утилизационный сбор нужно вводить. Его величина должна быть в России и Беларуси одинакова. Ведь мы живем в едином Союзном государстве, в Таможенном союзе, где условия хозяйствования должны быть равными или стремиться к этому. Но стоимость наших машин, импортируемых из России, может со следующего года возрасти на величину утилизационного сбора.
Обеспокоены и на Минском автомобильном заводе - крупном поставщике грузовиков и автобусов в Россию. Если с российских дилеров МАЗа начнут взимать сбор на утилизацию - белорусское предприятие окажется в солидном минусе. Недавно, выступая в Парламенте, первый вице-премьер белорусского Правительства Владимир Семашко озвучил возможную цифру потерь: 350 миллионов долларов в год. Немало! А ведь есть еще и вполне реальные планы наладить в Беларуси выпуск китайских легковых автомобилей и внедорожников, кроме МАЗа есть здесь и завод по производству грузовиков МАЗ-MAN и другие производители, ориентирующиеся на российский рынок.
И это на фоне того, что индустрия переработки отслуживших свое машин по большому счету еще только создается. Заместитель генерального директора ОАО "Белвторчермет" Сергей Гладкий сообщил, что за этот год переработано лишь около тысячи старых машин. Дело, оказывается, не такое простое. Автомобиль - достаточно сложное устройство, состоящее из разнородных компонентов. Для их полноценной переработки нужно, опираясь на мировой опыт, создать производственную цепочку, привлекая для этого новых субъектов хозяйствования. То, что предпринимается в этом направлении в России, в Беларуси тщательно изучают.
Параллельно идут межгосударственные переговоры с тем, чтобы российский утилизационный сбор не поставил в невыгодное положение белорусских автопроизводителей. Заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович настроен оптимистично:
- По утилизационному сбору у нас есть положительная динамика в переговорах с Россией. Идет обсуждение того, как он будет взиматься и выплачиваться, чтобы это не влияло на динамику поставок белорусской техники в Российскую Федерацию. Думаю, что этот вопрос решится в течение ближайшего месяца и производители проблем не ощутят.
Стоит ли за этими словами намерение оперативно ввести в Беларуси свой утилизационный сбор? Скоро это станет известно. Ясно лишь, что со временем этот платеж здесь все-таки появится, поскольку действует он в подавляющем большинстве европейских стран. В этом случае придется заплатить и поставщикам российской техники. И вполне возможно, что тогда соответствующие платежи по белорусскую сторону границы окажутся весомее, чем за белорусскую технику - в России. Ведь уже сегодня, по словам председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, до 80 процентов новых легковушек, реализуемых на местном рынке, - российского производства. Смещается в этом направлении и центр тяжести в торговле легкими и среднетоннажными грузовиками. Немало на белорусских дорогах и тяжеловесных "КАМАЗов". Условия хозяйствования в этом сегменте рынка станут равными, как того и требуют основополагающие принципы Союзного государства и Евразийского экономического союза, который объединит наши страны уже через год с небольшим.
На недавнем саммите глав правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге Дмитрий Медведев и Михаил Мясникович договорились до конца нынешнего года прояснить ситуацию с объединением активов Камского и Минского автозаводов. Белорусский премьер-министр при этом отметил: "Я думаю, этот проект будет реализован!"
Досье "СОЮЗа"
Грузовики "МАЗ", вслед за "КАМАЗом", занимают лидирующее положение на российском рынке. В нынешнем году в России уже продано около 7 тысяч белорусских машин этой марки. На одном из первых мест и минские автобусы - их реализовано около 700.