Белорусское предприятие разработало уникальный катер-беспилотник

Сначала о том, что я увидел, стоя на берегу водоема на окраине Минска, где располагается Центр водолазно-спасательной службы Республиканского отряда специального назначения МЧС.

Неподалеку от берега дрейфовал небольшой катер. Был он в неяркой серо-белой камуфляжной окраске, а довольно высокая рубка оказалась без окон и дверей. Зато на крыше возвышались несколько антенн и "голова" со стеклянным "глазом" - кинокамера. Наподобие той, что оснащаются беспилотные летательные аппараты. Никаких признаков присутствия человека на борту. В это же время в здании центра оператор, находясь за пультом управления, по монитору наблюдал за всеми перемещениями катера.

Чем-то все это напомнило детскую радиоуправляемую игрушку. Но директор минского предприятия "КВАНД ИС" Сергей Тыцык был настроен серьезно:

- То, что на борту нет команды, дает ощутимые преимущества: судно может проводить наблюдения в зоне ответственности от нескольких суток до нескольких недель. Само судно стало меньше, фактически оно непотопляемо и не зависит от погоды. Катер может плавать как в автономном режиме, так и по командам, передаваемым с берега, возможно, за многие тысячи километров.

В том, что все это не пустые фантазии, убеждает предыдущий опыт деятельности предприятия "КВАНД ИС". Его беспилотные летательные аппараты уже нашли практическое применение. Многие системы управления и наблюдения с них перекочевали на корабль-беспилотник, пояснил Сергей Тыцык. Электронную начинку корабля и программное обеспечение для его управления разработали минчане, а корпус изготовили в Санкт-Петербурге. В мире, конечно, уже есть подобные корабли-беспилотники. Например, нечто подобное создали израильские специалисты для США. Но все это глубоко секретные вещи, купить их нереально. Вот почему так важно самим находиться на уровне. И эта задача национальной важности решена белорусскими и российскими специалистами, причем они в этом деле стали первыми на постсоветских просторах. И хотя разработка, подчеркивают ее создатели, пока в стадии эксперимента, она уже привлекла внимание и на недавней презентации в Санкт-Петербурге, и в Минске у представителей разных ведомств. А вскоре новинка пройдет испытания в Сочи в реальных морских условиях.

Досье "СОЮЗа"

Многоцелевой морской беспилотный комплекс - судно из стеклопластика, разделенное на 4 отсека. Оснащено дизельным двигателем мощностью от 90 до 158 лошадиных сил с водометом или поворотной рулевой колонкой. Полезная нагрузка до 350 килограммов, радиус действия - до 350 километров, скорость - до 55 узлов. Может использоваться для патрулирования, охраны, визуального и гидроакустического наблюдения, противолодочной и противодиверсионной борьбы, доставки снаряжения, спасения пострадавших.