Правду говорят: настоящая Россия начинается со 101-го километра. А до Скопина их от Москвы - 300.
Городок встретил нас противным осенним дождиком, редкими фонарями и прохожими. Все, однако, встало на свои места, когда ранним утром мы миновали проходную предприятия "Скопинская художественная керамика". Солнце, конечно, не выглянуло тотчас из-за туч, но стало очевидно - именно здесь обитель художников и того самого русского духа, о котором писал поэт. Даже расписной бетонный забор переливался всеми цветами радуги. А когда главный художник Татьяна Голованова, встретив нас, провела в главное хранилище, тут и вовсе предстал перед глазами целый калейдоскоп фантазий, замерших в обожженной глине. И впрямь показалось, будто выглянуло солнце. Со стеллажей хитро взирали замысловатые фигурки, фигуры и фигурищи - персонажи композиций, покрытые характерной глазурью.
В ответ на междометие, невольно вырвавшееся из наших уст, Татьяна Голованова заметила:
- Увы, вам не повезло - все лучшее несколько дней назад увезли в Липецк на выставку...
Но и оставшегося было достаточно, чтобы удивлять: скопинские художники не дали умереть старинному русскому промыслу, во многом развили его и привнесли откровенно современные ноты в эту безбрежную глиняную симфонию.
Итак, знакомьтесь: Татьяна Голованова, народный художник РФ, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства.
- Скопинская керамика уникальна, - рассказывает она. - Она - в сложной фантазийности, основанной на высоком гончарном мастерстве.
Подтверждение этим словам мы наблюдали воочию: буйство вымысла буквально завораживает. Сказочные звери, птицы, рыбы органично сливаются с кувшинами и прочей кухонной утварью, образуя единое целое.
- Скопинская керамика - это сочетание разных стилей, - продолжает Татьяна Голованова, - некоторые искусствоведы говорят об эклектичности, но, повторю, этот стиль уникален и основан на очень древних традициях. Символ промысла - скопа, птица, давшая название и городу. И хотя это реальное существо, но у каждого художника скопа своя...
Не так давно краеведы отыскали в архивах первые письменные упоминания о местных гончарах, которые относятся аж к 1640 году! До нас дошли сведения о конкретных мастерах, например, о крестьянах Оводовых, основавших тут серьезное производство в середине XVIII века. Тогда это был чисто прикладной промысел - крынки, миски, простенькая посуда... А когда мастеру становилось скучно лепить банальные горшки, его творческая душа стремилась к небесам.
Промысел быстро превратился в художественный. Следом нагрянула и слава. Широкую известность Скопинская художественная керамика получила уже во второй половине XIX века. А к XX в Скопине работало уже с полсотни гончарных мастерских. При Советах их объединили в одну артель, на основе которой в 1934 году открыли фабрику.
Валентин Телышев, в прошлом директор, а ныне председатель совета директоров ЗАО "Скопинская художественная керамика":
- Советы очень серьезно относились к промыслу. Вспоминаю одно из последних постановлений Совмина СССР о поддержке народных промыслов, оно помогло нам построить новый производственный корпус, запустить газовую котельную и даже запланировать строительство двух пятиэтажек для художников. К сожалению, началась перестройка.
Валентин Телышев вспоминает, что в прежние времена власти ставили одну задачу: выдавать качественную в художественном отношении керамику.
- Голова у нас ни о чем не болела, - говорит он. - Государство скупало все оптом и снабжало всем необходимым. Керамика уходила за рубеж, принося стране твердую валюту. А сегодня главная забота - куда сбывать товар?
Виктор Кузнецов, генеральный директор ЗАО "Скопинская художественная керамика":
- Проблема еще и в том, что производство очень энергоемкое. Обжиговые печи работают круглосуточно, а электроэнергия постоянно дорожает. Если разложить на составляющие цену нашей керамики, то треть приходится на электричество. Другая треть - зарплата. А еще глину нужно купить, привезти, а потом отправить готовые изделия...
- Если, - продолжает мысль директора Татьяна Голованова, - текстильные промыслы на выставку в Москву едут на легковушке, то нам требуется грузовик, а то и два!
По словам генерального, предприятие сегодня с большим трудом выходит на ноль.
- Наши владельцы и инвесторы, - говорит он, - конечно, патриоты края и прекрасно понимают всю значимость скопинского художественного промысла. В силу возможностей поддерживают нас, кредитуют - когда с отдачей, когда и без. Но частнику трудно содержать большое производство, работающее в убыток.
Почему же скопинская художественная керамика продается не так, как хотелось бы? Как говорят на фабрике, вместе с рынком пришло засилье ширпотреба и мишуры. Массовый покупатель с трудом отличает штучный товар, в который вложены труд и талант настоящего художника, от конвейерного. Или того хуже - от китайской подделки.
В Скопине сегодня работают два народных художника России (кстати, из четырех во всей Рязанской области), несколько лауреатов Госпремии России, заслуженные художники России. 80 процентов их изделий - это исключительно ручной труд.
В 1991 году, когда народные промыслы, не выдержав дикого рынка, начали активно сыпаться, власти решили помочь. Был составлен список из 18 наиболее энергоемких предприятий, и правительство решило компенсировать им часть энергозатрат. В год выделялось 180 миллионов рублей на всех.
- Мы получали около восьми миллионов в год, - рассказывает Валентин Телышев. - Этого хватало, чтобы оплатить ровно половину потребляемой электроэнергии. Через некоторое время список субсидируемых предприятий возрос до 60 - более чем в три раза, а сумма субсидий - лишь на 30 процентов, до 240 миллионов в 2013 году. Но ведь и цена киловатта подскочила! В нынешнем году мы недополучим три миллиона рублей. И если в 2012-м наш баланс худо-бедно сводился к нулю, то в нынешнем этот номер уже не пройдет. Правда, ходят слухи, что сумму субсидий увеличат еще на 200 миллионов...
- Если Москва перестанет дотировать нам электроэнергию, - уточняет Татьяна Голованова, - мы закрываемся.
Дела можно поправить, если, например, перевести предприятие с электричества на газ. Но это решается на федеральном уровне.
Вспомнили мои собеседники и о сырье. Когда-то у предприятия имелся свой глиняный карьер. Но его приватизировало некое частное лицо. Сегодня скопинские керамисты вынуждены глину покупать.
- Да, - говорит Валентин Телышев, - внешне у нас все выглядит пристойно. Мы работаем, у нас нет аварийных зданий, нет заброшенных корпусов. Но после оплаты всех накладных расходов денег практически не остается даже на зарплату художникам. В среднем она равна 10 тысячам рублей в месяц. Это очень мало даже для нашей провинции.
- Это при том, - добавляет генеральный директор, - что ни Валентин, как председатель совета директоров, ни я, как гендиректор, зарплату не получаем, а работаем на общественных началах. Живем на пенсию...
О многом мы говорили с художниками и руководителями предприятия. О конъюнктуре рынка, о том, как сделать художественную керамику модной, о своем магазине в Москве, о высокой стоимости участия в выставках и фестивалях, о том, что мастера покидают стены фабрики и пытаются выживать самостоятельно, у кого-то это получается, у кого-то нет...
А потом генеральный директор Виктор Кузнецов провел нас по мастерским. В мастерской народного художника России Татьяны Лощининой мы выразили желание прикупить у мастера что-нибудь на память.
- Увы, - сказала она, - ничего нет, все уходит буквально из обжиговой печи...
Мы с сожалением осмотрели пустые полки и все же увидели одну ценную вещь, но она не продавалась: на стене красовалось фото, на котором Татьяна была снята с Дмитрием Медведевым, тогда еще президентом России.
- Да, - похвалилась женщина, - нас принимали в Кремле и вручили Государственную премию...
Потом мы зашли еще в несколько мастерских. В одной из них работали лауреаты премии "Душа России" - заслуженный художник Александр Якушкин и его супруга Ирина. Оба - потомственные скульпторы, чьи отцы и деды здесь тоже трудились.
- Наши руководители правы, - сказали Александр и Ирина, - без господдержки промысел угаснет. Но мы не можем сказать, что ее вообще нет. Колоссальную поддержку мы ощущаем, например, со стороны Рязанского областного центра народного творчества. Во многом благодаря ей мы имеем возможность участвовать в выставках и знакомить людей с нашими работами.
По словам Якушкиных, выставочная активность федеральных и муниципальных властей является тем, возможно, единственным стимулом, который не позволяет художнику с головой уйти в коммерцию. Со скопинскими скульпторами нельзя было не согласиться: важен баланс, золотая середина между творчеством и коммерцией.
Якушкины рассказывают, что многие пытаются искать эту золотую середину, но получается не у всех. Конечно, говорят они, субсидии на электроэнергию - это замечательно, но государство должно активнее брать на себя и заботу по пропаганде народных художественных промыслов. Людей нужно учить понимать красоту, особенно молодежь. Только государству по силам сделать произведения народных ремесел по-настоящему модными. Но когда мы в последний раз видели на федеральных каналах передачу, посвященную художественным промыслам России?..
- Самое классное, - говорит, прощаясь, Ирина Якушкина, - когда человек останавливается возле твоей работы и радуется...
Елена Шаповская, директор Рязанского научно-методического центра народного творчества:
- Что кривить душой, сегодня народные промыслы в России выживают, кто как может. И все же Рязанская область может похвастаться тем, что сумела сохранить аж четыре своих традиционных промысла: это скопинская керамика, кадомский вениз, михайловское кружево и шиловская лоза. Я 30 лет в сфере культуры, а когда начинала, тоже слышала разговоры, дескать, все умирает. Возможно, скажу банальность, но народные соки постоянно подпитывают эту сферу - мастера уходят, мастера появляются, рождаются таланты... Народное творчество всегда остается на плаву.
Геннадий Дрожжин, председатель правления Ассоциации "Народные художественные промыслы России":
- Госпомощь промыслам мизерна - не больше стоимости футболиста, купленного за рубежом. Хотя Владимир Владимирович Путин на заседании президиума Госсовета и сказал, что попса сама выживет, а промыслам нужна государственная поддержка, но чтобы не погибнуть, уже в этом году нужно увеличить объем субсидий на 250 миллионов рублей. Я бы попросил руководителей промыслов обратиться к главам субъектов, законодательным органам регионов, чтобы они вышли в правительство РФ, Госдуму с предложением увеличить субсидии. В бюджет государства на 2014-2015 годы нужно включить пункт и о минимизации потерь промыслов в связи с вступлением России в ВТО.