Проблема в том, что компаниям с частным капиталом законом запрещено иметь собственные вооруженные формирования - будь то ЧОП или служба безопасности. Коммерческий банк, торговый комплекс или, например, швейная фабрика вправе нанять только самостоятельную охранную организацию, то есть заключить с ней договор.
Такие ограничения имеют свой резон - нередко коммерсанты создавали личные частные армии, выполнявшие порой не совсем законные прихоти хозяина. После того как законодательство ужесточили, частным охранникам четко обрисовали круг их прав и обязанностей, строго запретив действовать вне охраняемой территории и оказывать любое противодействие правоохранительным органам. Что, безусловно, правильно.
Но, как это нередко случается, в этом "охранном" законодательстве выявились некоторые нестыковки. Одно дело - патрулировать овощной рынок, совсем другое - оберегать газовую или нефтяную трубу. Тут одной резиновой палкой или электрошокером и даже гладкоствольной "Сайгой" не обойдешься. А зачастую даже и полицию на помощь не позовешь. Ведь трубопровод тянется на десятки тысяч километров, и отнюдь не вдоль городских проспектов. А желающие сделать врезку в трубу и отвести сырье для собственного нефтеперегонного заводика где-нибудь в тайге, в горах или в степи вооружены автоматами и к уговорам не склонны. Значит, здесь требуется качественно иная охрана.
В Госдуму направлены сразу несколько законопроектов, взаимосвязанных друг с другом, позволяющих решить эту проблему.
Так, один документ разрешает привлекать частных охранников к антитеррористическим мероприятиям на транспортных, топливных и энергетических объектах. Другой - обязует полицию контролировать такие, "особо доверенные", ЧОПы. А третий напрямую разрешает некоторым ОАО обзаводиться именно ведомственной охраной.
Сколько "штыков" появится у "Газпрома" или "Транснефти" - станет понятно после тщательного подсчета и сопоставления вероятных угроз с возможностями бойцов. Наверняка это будет не одна сотня, а то и тысяча хорошо вооруженных автоматическим оружием, оснащенных наземным, водным и воздушным транспортом, специально обученных молодых мужчин - бывших военнослужащих, полицейских, спецназовцев.
До сих пор в стране - 13 федеральных органов исполнительной власти, имеющих собственные вооруженные формирования. Это и минатом, и минпромторг, и минфин. Многие атомные объекты, Гознак, промышленные предприятия, офисы и хранилища охраняют не только полицейские или солдаты Внутренних войск, а по сути гражданские люди. Это - не частные охранники. Они официально числятся в министерствах и ведомствах, где выставлены их посты.
Даже у минобороны помимо обычных военнослужащих есть штатные военизированные и нередко вооруженные сторожа, охраняющие самые разные объекты, - склады, базы, госпитали, ремонтные мастерские, комбинаты бытового обслуживания. Наиболее многочисленные подразделения ведомственной охраны у железнодорожников - около 60 тысяч человек. На 17 железных дорогах они ежесуточно сопровождают 60 тысяч вагонов с опасными грузами, дорогостоящим высокотехнологичным оборудованием. Недавно принятые законодательные акты жестко контролируют отбор и службу сотрудников ведомственной охраны. Так, у охранника должны быть в полном порядке все документы, удостоверяющие его правовой статус, прохождение им профессиональной подготовки и законность выполнения им служебных обязанностей. Чтобы не получилось так, что важный и потенциально опасный стратегический объект сторожит взятый с улицы неподготовленный человек.
Кстати, в армиях НАТО - это повсеместное явление: там вообще не отвлекают солдат и офицеров на караульную службу. Впрочем, на Западе есть и другой опыт - частные военные компании. Порой это весьма многочисленные армии, стоящие на довольствии транснациональных корпораций. Они не ограничиваются обычной охраной объектов своих работодателей. Если считают нужным - вторгаются на сопредельную территории и на свое усмотрение устраняют потенциальную угрозу охраняемому объекту. Причем их не очень заботит, в какой стране это происходит. Известно, что значительная часть вооруженных сил, вторгшихся в Ирак, - вовсе не правительственные войска стран коалиций, а подразделения именно частных военных компаний. Особенно такие "частники" востребованы в Африке и в Азии, вдали от цивилизации.
Не исключено, что и у нас ведомственная охрана стратегических акционерных обществ станет некоторым аналогом таких частных военных компаний. Речь, правда, не идет об их использовании за границей - пока. Здесь главное - их широкое участие в антитеррористической защищенности опасных объектов. Государству не придется в ряде случаев посылать под пули террористов солдат-срочников и даже контрактников. Иную боевую работу хорошо выполнят и профессионалы из ведомственной охраны.
Возможно, сотрудники ведомственной охраны получат право преследовать и задерживать преступников не только в пределах определенного радиуса от трубы. Допустим, если незаконная врезка в нефтепровод тянется на десяток километров.
Аналитики спецслужб утверждают, что предложенный пакет законопроектов выгоден государству, налогоплательщикам и повысит антитеррористическую защищенность опасных объектов. Да и поможет трудоустроить немало отслуживших в силовых структурах парней и военных пенсионеров.