"Нужно предусмотреть соответствующие полномочия налоговых органов по так называемой налоговой реконструкции, то есть изменению налоговых последствий сделок, где есть злоупотребление правами", - считает он. Речь идет о ситуации, когда используется право на учреждение офшорной организации, совершение с ней сделок, но все эти действия направлены только на снижение налоговых обязательств.
Также СК предлагает расширить и уголовную ответственность за умышленную неуплату налогов путем злоупотребления гражданскими правами. "При этом целесообразно одновременно провести налоговую амнистию, которая позволит налогоплательщикам, продолжающим после введения уголовной ответственности практиковать подобного рода схемы, перевести свою деятельность в законное правовое русло", - заявил Георгий Смирнов. По подсчетам экономистов, Россия в результате оттока капитала в офшоры теряет 1,5-2% ВВП ежегодно. "Если мы справимся с этой проблемой хотя бы на 70-80%, то сможем увеличить ВВП на так нужные нам проценты", - считают эксперты, выступавшие на "круглом столе" "Деофшоризация экономики России: оценка специалистов".
Георгий Смирнов разделил потоки увода средств за рубеж на три группы: белый, серый и черный капитал. Белый капитал - это деньги, которые заработаны законно и выводятся для того, чтобы их эффективно разместить в иностранных юрисдикциях. Вторая разновидность выводимого капитала - это серый капитал. К нему можно отнести капитал, выводимый из России для того, чтобы снизить налоговую нагрузку. Деньги уходят в офшорные юрисдикции, с которыми у России имеются соглашения об избежании двойного налогообложения. В дальнейшем этот капитал может вводиться назад в Россию под видом заемных средств. "Эти схемы только условно можно отнести к серым. Потому что в российском законодательстве отсутствует прямой запрет на злоупотребление гражданскими правами в сфере налоговых правоотношений. Серые схемы по своей сути - это злоупотребление правом. Если рассмотреть экономическую суть всех этих сделок, то можно прийти к выводу, что они все направлены исключительно на уклонение от возникновения налоговых обязательств", - пояснил представитель СК. Черный капитал - это криминальные деньги, полученные в результате продажи наркотиков, коррупции и т.д. Основной проблемой Георгий Смирнов назвал возврат такого капитала: деньги, как правило, попадают за рубежом к юрлицу, считающемуся добросовестным приобретателем, и для взыскания требуется судебное решение в отношении этой организации. Для этого в законодательстве следует предусмотреть ответственность юрлиц, иначе эти деньги вернуть не удастся.
По разным оценкам, из России выведено около триллиона долларов, рассказал председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. По его мнению, важно проанализировать содержательную часть всех соглашений об избежании двойного налогообложения. Сегодня их 80.
ФНС подошла к борьбе с офшорами по-своему, сосредоточившись на анализе контролируемых сделок и трансфертных цен. "После принятия закона о трансфертном ценообразовании, как его называют специалисты, сделки с офшорами признаются контролируемыми для целей налогообложения. И на них распространяется режим нового вида контроля, который ФНС начнет осуществлять со следующего года. Речь идет о контроле цен для целей налогообложения в контролируемых сделках. Очень важно, что законодатель привлек дополнительное внимание к этой категории территорий, указал, что любая сделка с этой территорией, начиная с пороговых значений, является контролируемой. Такие налогоплательщики должны представлять в налоговую службу отчетность о том, что эти сделки были совершены. В этой отчетности раскрывается информация о предмете сделки, о доходах и расходах по этой сделке, а также о контрагенте по этой сделке", - сообщил начальник управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС Дмитрий Вольвач.
По его словам, ФНС не только вправе, но и обязана по этим сделкам проводить определенную аналитическую, а при необходимости и контрольную работу. "Сделки с офшорными территориями будут объектом нашего отдельного пристального внимания. Мы посмотрим статистику по объему этих сделок, разобьем ее на категории товаров, работ, услуг по видам этих сделок (импорт, экспорт), по налогоплательщикам - российским организациям, по их контрагентам, по территориям. Следующим этапом будет анализ цен с учетом предмета сделки и принятие обоснованных решений о необходимости проведения контрольных мероприятий", - сказал Вольвач.