Получить патент можно будет одновременно с госрегистрацией

Налоговые режимы и льготы для малого бизнеса совершенствуются ежемесячно. В Госдуме постоянно находится не менее десятка законопроектов, направленных на развитие МСБ. О новых нормативах, способствующих развитию бизнеса в стране, "РБГ" рассказал член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.

- Какие новые законодательные меры были приняты в эту сессию в поддержку бизнеса?

- Недавно состоялось расширенное заседание законодателей по внесению изменений в Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", на котором были обсуждены предложения по совершенствованию правового регулирования социального предпринимательства. Это очень важная тема, так как социальное предпринимательство только зарождается в нашей стране. Немногочисленные социальные предприятия и предприниматели зачастую не заботятся о самоидентификации как социальных предпринимателях, в то же время выполняют социальные задачи и решают социальные проблемы для достижения общественно полезных целей. Им мешают административные барьеры, излишняя бюрократия. Поэтому возникла необходимость придать правовой статус социальному предпринимательству, чтобы поддержать тех, кто уже этим занимается, и стимулировать дальнейший рост числа таких предпринимателей. На заседании были рассмотрены практики создания в регионах Центров инноваций социальной сферы как институтов развития социального предпринимательства. С учетом предложений экспертов и представителей органов власти в закон о развитии МСП будут подготовлены поправки, нацеленные на формирование правовой основы развития и поддержки.

- Как экономически планируется поддержать предпринимателей? Какие налоговые льготы им предусмотрены?

- Налоговые льготы для малого бизнеса постоянно совершенствуются, и Госдума в разные годы вносила и вносит ряд необходимых нормативов для поддержки малого бизнеса. Перечислю наиболее актуальные. Это законопроект N 325481-6, вносящий изменения в статьи 85 и 396 Налогового кодекса о применении повышенной ставки земельного налога в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельхозпроизводства. Он позволит совершенствовать правовые механизмы стимулирования собственников к эффективному использованию земель сельхозназначения, а также вовлекать неиспользуемые земли в сельхозоборот. Законопроект конкретизирует действующую норму статьи 394 и делает возможным применение повышенной ставки земельного налога в 1,5% от кадастровой стоимости в отношении участков сельхозназначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в течение налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земель.

Законопроект N 302979-6 направлен на определение доходов и расходов кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций для целей налогообложения. Как известно, НК не содержит положений, учитывающих особенности деятельности кредитных кооперативов и МФО, что зачастую приводит к проблемам, связанным с некорректным формированием налоговой базы. Предлагается внести в кодекс положения, предусматривающие особенности определения доходов и расходов кредитных кооперативов и МФО, и конкретизирующие виды доходов и расходов, формирующих их налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Законопроект N 302983-6 вносит изменения в статью 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и направлен на упрощение ведения бухучета некоммерческими организациями. В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона "О бухучете" руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Однако многие НКО не ведут финансово-хозяйственную деятельность. Законопроект разрешает вести бухучет руководителю НКО.

- Много поправок было внесено в нормативы о патентах для ИП. И вот снова в повестку дня Госдумы внесен законопроект, связанный с патентами. Что нового он несет?

- Законопроект N 331147-6 совершенствует применение патентной системы налогообложения. Согласно действующим нормам подать заявление на получение патента может индивидуальный предприниматель не позднее чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. А законопроект предлагает разрешить подавать заявление на получение патента также физическому лицу, планирующему осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в регионе, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, с момента его госрегистрации в качестве ИП. Таким образом, заявление на получение патента можно будет подать одновременно с документами, представляемыми при госрегистрации в качестве ИП. В результате при наличии патента у бизнесмена отпадет необходимость применять общую систему налогообложения с момента регистрации в качестве ИП до даты начала действия патента. Одновременно это сократит количество обращений в налоговые органы при подаче заявления на получение патента. Надеюсь, что этот норматив заработает с 1 января 2014 года.

- Какие еще законопроекты, поддерживающие МСБ, приняты в третьем чтении?

- Законопроект N 265925-6 предлагает снизить минимальный размер штрафа, взимаемого с юридических лиц за непредставление в Федеральную антимонопольную службу сведений по требованию этого ведомства с 300 тыс. до 50 тыс. руб. Но максимальный размер штрафа останется прежним - 500 тыс. руб.

Законопроект N 283913-6 вносит изменения в статью 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и уточняет положения о признании недействительности результатов проверки. Норматив направлен на исправление технической ошибки и изменяет положение 8 ст. 20, уточнив отсылочную норму в отношении условий привлечения экспертов к проведению выездной проверки. В целом документ направлен на законодательное урегулирование порядка осуществления налоговыми органами контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. Для этого предлагается проводить не только документальные проверки банков по месту нахождения налоговых органов, но и соответствующие проверки в помещениях банков. Документом предусмотрена отмена необходимости сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в банках налогоплательщиками-организациями, ИП, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, управляющими товарищами - участниками договоров инвестиционного товарищества, ответственными за ведение налогового учета. Также отпадает необходимость сообщать в налоговые органы о возникновении или прекращении права указанными лицами использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Интересен для предпринимателей и законопроект N 360699-6, уточняющий перечень критериев исключения юридического лица из реестра таможенных представителей. Он принят в третьем чтении 22 ноября, направлен на отмену избыточных мер регулирования деятельности таможенных чиновников и создание благоприятных условий для деятельности товаропроизводителей.

- Какие документы, полезные бизнесу, сейчас у вас в работе?

- В ноябре в Госдуму внесен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Он затрагивает систему страхования вкладов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Документ разработан депутатами в целях защиты интересов МСП. Ведь потеря индивидуальным предпринимателем денег в банке, у которого отозвана лицензия, как правило, ведет к прекращению предпринимательской деятельности, утрате источника дохода для предпринимателя и его семьи, а, возможно, и для наемных работников ИП. По этой причине, по данным Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития, только за первые три месяца 2013 года о прекращении своей деятельности заявили почти 300 тысяч ИП. Законопроект предусматривает, что если ИП признан арбитражным судом банкротом, то вклады бизнесмена будут выплачены Агентством по страхованию вкладов путем их перечисления на единый счет должника.