Изначальный трехлетний план, рассчитанный на 2007-2010 годы, предполагал повышение акцизов на 25%. Он позволил добиться хороших результатов: бюджетные поступления от акцизов на табачные изделия к 2010 году достигли 106 млрд рублей, что практически вдвое больше поступлений 2007 года. Далее был утвержден еще один трехлетний период повышения акцизов, который предусматривает повышение акцизов более чем на 40% в год. На 2013 год запланировано повышение акцизов на табачную продукцию на 43%, а в 2014 году - на 42%.
Правда, резкий скачок акцизов обнаружил негативные стороны проводимой политики. Опыт других стран показывает, что такая стратегия приведет к слишком сильному повышению цен на табачные изделия и росту нелегального сектора рынка. Пит Коллинз, ведущий экономист консультационного подразделения аналитического центра Oxford Economics, рассказал, что по результатам проведенного Oxford Economics исследования, если Россия продолжит в ближайшие годы повышать акцизы прежними темпами, то в 2018 году объем нелегального рынка табачных изделий может составить 35%. Если же РФ пересмотрит планы налогообложения и повысит ставку акциза до 100 долларов на 1000 сигарет (примерно такие же требования действуют сейчас в ЕС), то такого резкого повышения нелегальной торговли можно будет избежать. В этом случае нелегальный рынок вырастет до 15%. Если табачный акциз составит 60 долларов на 1000 сигарет, то, по оценке Oxford Economics, теневой рынок вырастет только до 5%. Сейчас объем нелегального рынка составляет около 2%.
Специалисты Oxford Economics разработали три сценария развития акцизной политики России. Первый - резкое повышение акцизных ставок в среднем на 42% в год вплоть до 2018 года, второй - выравнивание акцизов с Евросоюзом, третий - введение налогового режима, разработанного с учетом ценовой доступности. При осуществлении первой стратегии российский бюджет получит 782 млрд рублей доходов в 2018 году, второй сценарий предусматривает, что за счет сохранения объемов продаж табачных изделий доходы бюджета снизятся незначительно в сравнении с первым сценарием и составят 766 млрд рублей. Третий сценарий даст самый маленький доход в 548 млрд рублей. Однако это не означает, что резкое повышение акцизов является наиболее выигрышным сценарием для России. Очевидно, что чем более стремительно будут расти акцизы, тем менее устойчиво будут увеличиваться налоговые доходы, поскольку при таком развитии событий начнет набирать обороты нелегальный рынок. У этого сценария есть и еще один негативный фактор - замещение легальной продукции нелегальной снижает влияние государства на экономику и сводит на ней планы по снижению числа курящих граждан. Рост нелегальной торговли приводит к тому, что покупатели приобретают сигареты, которые не обложены акцизом, стимулов сокращать курение у них не возникает.
Условия для развития нелегального сектора действительно есть, считает Елена Мамонтова, директор по связям с госорганами JTI Россия. "60% покупателей приобретают сигареты среднего и нижнего ценового сегмента", - говорит Мамонтова. Это значит, что они являются потенциальными покупателями нелегального товара, так как при росте цен именно нижний ценовой сегмент замещается нелегальной продукцией. Наиболее удобные страны для поставок такого товара - страны Таможенного союза. "В России есть все предпосылки для развития нелегальных поставок продукции из стран Таможенного союза, в частности, отсутствие таможенного контроля между этими странами, постепенное снижение ценовой доступности сигарет, особенно среди групп населения с низким уровнем дохода", - поясняет Мамонтова. Также есть риск производства контрафактной продукции. "Сейчас контрафактная продукция регистрируется в большинстве регионов РФ. Мы считаем, что в будущем будет активно развиваться рынок поддельных сигарет, потому что в России есть простаивающее оборудование для производства табачных изделий, которое может быть куплено людьми с целью извлечения выгоды из производства контрафакта", - считает Мамонтова.
Участники форума уверены, что нормализовать ситуацию на табачном рынке и предотвратить рост нелегальной торговли сможет снижение порога для возбуждения уголовного дела в отношении контрабанды табака до 500 тысяч рублей, ужесточение санкций за подделку акцизных марок, сбыт немаркированной или маркированной акцизными марками других государств продукции, ограничение ввоза подакцизных товаров для личного использования на территории ТС. Также принято решение рекомендовать правительству РФ рассмотреть вопрос об ограничении темпов роста акцизов на табак до 10% в год начиная с 2016 года.