Рождественский пост начался неделю назад, и вот строгая и размеренная жизнь поста разбивается праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы, почитаемом в Церкви великим. Великим, потому что, с одной стороны, он посвящен Матери Спасителя. А с другой, потому что в основе праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы лежит событие, исполненное глубокого смысла. Более двух тысячелетий назад жители Назарета Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь Марию в Иерусалимский храм, и то, что затем произошло, было не просто символично, такие события в Церкви называют "знамениями", то есть чудесными, необычными явлением, через которое Господь проявляет Свое отношение к тварному миру.
В том, что трехлетнюю девочку родители привели к Иерусалимскому храму, еще не было ничего из ряда вон выходящего. Но ведь и каждый приход человека в храм, при всей обыденности - это встреча с Вечностью. "Привести в Храм - это значит ввести жизнь в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта", - считал протопресвитер Александр Шмеман. И то, что произошло с маленькой Марией, после того, как родители привели Ее в святилище, при всей необычности и удивительности произошедшего, перерастало и эту необычность, и эту удивительность. Произошедшее было не только глубоко символичным, оно становилось образом того, как именно происходит встреча человека с Богом.
Уже само рождение Матери Христа было необыкновенным. Она родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета, важно, что Иоаким происходил из рода царя Давида, ведь пророки предсказывали появление Мессии именно из Давидова колена. Но праведные Иоаким и Анна были женаты много лет, а детей так и не имели. Однажды, в день большого праздника, когда Иоаким пришел в Иерусалим и принес в храм жертву, книжник - то есть служитель церкви, знаток Моисеева Закона - публично ее отверг. В те времена бесплодие считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого прилюдно не приняли жертву, удалился из храма. Он не осмелился вернуться домой и решил уйти к пастухам. Там, в посте и молитве, он провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны, конечно, дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и, опечаленная, она тоже стала просить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, и пообещала посвятить его Богу. Анна вложила в мольбу всю душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: "Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией". На древнееврейском Мария означает "возвышенная, превознесенная".
Верные данному обету Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. И вот когда Марии исполнилось три года, родители привели Ее к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих в храм. И тут совершилось событие необычное, всех удивившее: никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице вверх. Окружающие были поражены, а старец первосвященник Захария, подчиняясь какому-то таинственному вдохновению, взял Марию и повел Ее за собой в сокровенную глубину храма, в "Святая Святых" - место, куда не позволялось входить не только ни одной из женщин, но куда не ступала нога обычных священников. Только первосвященники могли входить туда, да и то лишь раз в год - когда приносили в "святая Святых" жертвенную кровь. Все присутствующие были поражены - девочку столь отзывчивую к Святыне оставили при храме, и Мария жила там до 12 лет.
Встреча с Богом - это всегда не только Его призыв к нам - часто молчаливый, ступенями лествицы, поставленный перед нами. Встреча с Господом - это и наш ответ на Его призыв.
Но в чем же символика праздника? Девочка входит в Святая Святых. Девочка, Которая станет Матерью Христа, преступившая порог храма сама станет "одушевленным храмом", вместившим в себя Христа. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди на этот праздник говорил: "С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности". Богородица стала связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Мать Спасителя была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения.
День Введения во храм Пресвятой Богородицы - великий праздник. С этого дня во время утрени в церквях начинают петь "Христос раждается...", и мы готовимся к празднику Рождества Христова. В этот день принято приводить детей на первую исповедь. По православной традиции обычно дети начинают исповедоваться с семи лет. В честь праздника отменяется пост, и даже в монастырях на столах будет рыба и праздничные блюда с растительным маслом. На богослужениях в храмах, освященных в честь этого праздника, их называют Свято-Введенскими, особенно много народу. А в своих проповедях священники говорят о том, как важно приобщать детей к вере.