Большегрузы на дорогах становятся все более опасными
Водитель автомобиля MAN, двигаясь по 3-му Транспортному кольцу в районе Шарикоподшипниковской улицы, по предварительной информации, не справился с управлением и, пробив ограждения, упал на железнодорожные пути, в районе станции Угрешская, перегородив движение грузовым поездам. Произошло это в 4.35 утра. Наледи на дороге не было, сам участок дороги прямой, водитель трезв. В чем причина, непонятно. Единственное возможное объяснение - водитель заснул за рулем или ему стало плохо. Но сейчас и это проверить невозможно, потому что он в тяжелом состоянии находится в больнице и общение с ним затруднено.
Как рассказал "РГ" начальник Отраслевого научно-методического центра Росавтодора Вячеслав Максимычев, в 70 процентах аварий с грузовым транспортом виноват человеческий фактор. Кадров, которые решают все, у нас давно не хватает, отсюда - элементарное несоблюдение требований по безопасности перевозок. Повсеместно не соблюдается режим труда и отдыха водителей. Не проводятся или проводятся, спустя рукава, предрейсовые осмотры водителей.
Инспектор ГИБДД, который проверял транспортное предприятие в Санкт-Петербурге, рассказал корреспонденту "РГ", как проводятся медосмотры водителей. Если верить тому, что было написано в журнале предрейсовых осмотров, то получается, что врач проверяла здоровье водителей, замеряла давление и выдох, на расстоянии более 700 км. Водитель в этот день должен был из Москвы выезжать, а в журнале отмечено, что он прошел медосмотр. На алкотестере этого врача стояла наклейка Пулково. Если он таким же способом проверяет летчиков перед вылетом, то перемещаться по стране лучше на поездах, хотя и на них автомобили падают.
Таким образом проверяют водителей перед выездом на многих автотранспортных предприятиях. А частных водителей со своим большегрузным транспортом не проверяет вообще никто. Сегодня количество грузовиков, принадлежащих частным лицам, в два раза превышает количество грузовиков принадлежащих автотранспортным предприятиям. По словам Максимычева, количество аварий с частными грузовиками в три раза больше, чем с грузовиками предприятий.
Но вернемся к режиму труда и отдыха. Сегодня водителю, чтобы заработать, приходится пахать буквально без сна и отдыха. И хотя нормы его работы прописаны в различных нормативных актах, они нигде практически не соблюдаются. И никто не может это проконтролировать, потому что обязательная установка тахографов - приборов, которые как раз и следят за режимом труда и отдыха водителей, - перенесена на 1 апреля следующего года. И только с этого момента у ГИБДД появится возможность проверять их соблюдение прямо на дороге, если вступление в силу этих статей закона снова не перенесут.
Еще фактор, влияющий на аварийность грузового транспорта, но не относящийся к данному происшествию. Так, по словам Максимычева, на сегодняшний день у нас переизбыток водителей, чья квалификация ничем не подтверждена. Только в Московской области на пассажирском транспорте работает около 6 тысяч водителей с иностранными правами. На большегрузном - около 16 тысяч. Сколько работает на грузовиках, обслуживающих коммуналку, неизвестно. Им предоставлен льготный режим получения прав российского образца: необходимо сдать только теорию. На практике это вряд ли сможет подтвердить их квалификацию. Только, по данным российского отделения Интерпола, за этот год, выявлено более 200 поддельных водительских удостоверений, а также установлены многочисленные факты использования поддельных прав гражданами республик бывшего СССР.
- То есть сегодня, сделав на компьютере красивое пластиковое удостоверение и заверив у нотариуса официальный его перевод, водитель из соседней республики получает право сдать экстерном Правила дорожного движения, - говорит Максимычев. - Получается, что законом о безопасности дорожного движения экстернат в России ликвидирован, а для водителей-иностранцев он открылся.
По его мнению, иностранные водители должны сдавать полноценый экзамен в ГИБДД.