Обошлось без новинок
О том, что народные промыслы надо возрождать и популяризировать, белгородские власти заявляли не раз. В регионе давно и достаточно успешно поддерживают мастеров: выделяют им гранты, проводят конкурсы. Все делается для того, чтобы гость на память о поездке мог привезти домой местный сувенир, а не "стандартный набор" из магнитиков с изображением достопримечательностей, кружек, тарелок и расписных колокольчиков.
Мыловарение, валяние из шерсти, вышивка и вязание, создание славянских оберегов и разнообразных кукол - такие мастер-классы на Белгородчине уже не редкость и в небольших городах. Неудивительно, что на выставке были представлены сотни сувениров ручной работы от мастеров из разных уголков области. И жюри, утвердив несколько номинаций, очень долго не могло определить победителей. Впрочем, не только из-за необходимости выбрать лучшее из хорошего. К сожалению, немногие мастера смогли выполнить те задачи, которые перед ними ставили организаторы.
- Жаль, что сразу не нашли лауреата в номинации "Массовый сувенир", - отмечает представитель оргкомитета конкурса Ираида Зотова. - Это должно было быть нечто емкое, красивое и символичное. Есть, конечно, сувениры, которые ассоциируются с одной территорией. К примеру, старооскольская игрушка. Она узнаваема и, можно сказать, уже стала своеобразным брендом. Но когда мы объявляли конкурс, попросили мастеров сделать нечто новое, а по возможности - придумать смешные сувениры, обыграв нашу самобытность. К сожалению, никто таких работ не представил.
Зато с победителем в номинации "VIP-сувенир" жюри определилось быстро. Как подчеркивают специалисты, элитные сувениры ручной работы, которые создают в единственном экземпляре только для того, чтобы подарить какой-то важной персоне, выделяются сразу и качеством, и добротностью, и оригинальностью.
"Девки" с легендами
При этом ни одну работу, представленную на конкурс, несмотря на их многообразие, нельзя назвать символом региона. Ираида Зотова уверена, что поиск сувенирного бренда Белгородской области будет продолжен. И когда его определят, он станет ассоциироваться с регионом так же, как матрешка - с Россией.
- Но для начала наши мастера должны научиться не только качественно выполнять свои работы, но и преподносить их как произведение искусства, - отмечает Ираида Зотова. Она убеждена, что в работе над каждым сувениром должны трудиться несколько человек - по артельному принципу:
- К примеру, один вырезает из дерева, другой занимается росписью, кто-то делает куклу, а кто-то - ее одевает. Тогда и качество будет гораздо выше, и количество вырастет. Если мы посмотрим на китайские сувениры, то увидим, что их производители приспособились к рыночным условиям. Они могут даже хохлому изобразить. Конечно, она будет не настоящая, а нарисованная при помощи каких-то трафаретов, но выглядит достойно.
Впрочем, сами мастера не считают, что их работы уступают по качеству зарубежным сувенирам. Тем более что каждая местная поделка имеет свою легенду, тайный смысл. Особыми историями в Белгородской области "обросли" свадебные рушники с вышивкой, колокольчики и игрушки, которые в каждом районе делают по-своему.
- Это кукла-перевертыш сделана из тряпочек, без иголок и ножниц, - мастер рассказывает о своей поделке почти шепотом, и на ярмарке, где все вокруг галдят и торгуются - уже не обращаешь внимания ни на что другое. - Наши прабабушки делали эту куклу перед тем, как выйти замуж, а называли чудным именем - "Девка-баба". Все просто. С одной стороны - это куколка-красавица, веселая, молодая, беззаботная. Волосы непокрытые, юбчонка яркая. Ею играли до замужества. Но после вещицу переворачивали, закрывали юбкой голову "девки", и показывалась "баба" - в платке и темном платье. У нее масса хлопот, и потому она уже не такая веселая, зато сильная и уверенная в себе. Женщины верили, что кукла, которую они забирали в дом мужа, поможет им в делах. Только это совсем не значило, что "девка" больше не показывалась. Наоборот! Когда становилось грустно или женщина просто уставала от домашних хлопот, куклу переворачивали и смотрели на "девку". Она и возвращала хорошее настроение.
После таких рассказов кукла уже не кажется связанными лоскутками, ее хочется купить, тем более что цена невысока. Как правило, такие сувениры продают максимум рублей за 250.
Поймать в Сеть
Однако низкие цены не гарантируют мастерам массовых продаж. Директор Грайворонского Дома ремесел Наталья Вакуленко отмечает, что сверхприбыли от продажи сувениров здесь не имеют.
- Но нам удалось наладить производство так, чтобы на этом можно было зарабатывать, - подчеркивает она. - Мы собрали хороший коллектив мастеров, заручились поддержкой властей. Теперь участвуем во всех крупных ярмарках, не только в Белгородской области, но и в соседних, а еще работаем на заказ. Недавно получили заявку из Орла и сделали самобытные сувениры. Довольны остались и наши мастера, и заказчик.
Наталья Вакуленко уверена, что сувениры ручной работы можно выгодно продавать, только надо постоянно искать новые рынки сбыта.
- За четыре года наша прибыль от реализации сувениров превысила полтора миллиона рублей, - отмечает она. - Кто-то скажет, что это не так много, но все же лучше, чем ничего.
Вырученные деньги ушли не только на зарплату мастерам, но и покупку швейной машины и оверлока.
- Плохо только, что пока ни один магазин не соглашается брать наши поделки: да и мы понимаем, что это невыгодно ни нам, ни торговцам, - вздыхает собеседница.
Если продавать сувениры оптом, их стоимость будет очень низкой, а розничные сети хоть и купят подороже, но сделают такую наценку, что просто нет смысла выставлять товар - его никто не возьмет. Поэтому мастера уверены: если торговать - то без посредников. До последнего времени так получалось только на ярмарках и на заказ. Теперь белгородские умельцы решили искать клиентов еще и в Сети. На сайте того же Дома ремесел разрабатывают специальный раздел, который будет работать по принципу интернет-магазина, и грайворонские мастера сейчас активно заняты производством поделок, чтобы заполнить эту виртуальную витрину.